Наиболее распространенными способами проходки являются буровзрывной (БВР) и комбайновый.
С помощью БВР выработки проводят при коэффициенте крепости по проф. М.М. Протодьяконову больше 4. Основными операциями являются: бурение, заряжение шпуров, взрывание, проветривание, уборка породы и крепление выработки (при необходимости). Эти операции составляют один проходческий цикл.
Крепость калийных руд и вмещающих галитовых пород составляет 2-3 по проф. М.М. Протодьяконову, поэтому на калийных рудниках применяется комбайновый способ проходки выработок. Комбайновый способ по сравнению с БВР позволяет повысить скорость проведения выработок в 2,0-2,5 раза и производительность труда в 1,5-2,0 раза. За счет этого стоимость проведения снижается на 30-50 %.
На рудниках Старобинского месторождения для проведения капитальных и подготовительных выработок используются три схемы работы проходческо-очистных комплексов (рисунок 4.2):
- «комбайн + самоходный вагон»;
- «комбайн + бункер-перегружатель + самоходный вагон»;
|
|
- «комбайн + бункер-перегружатель + два самоходных вагона».
|
1 – комбайн, 2 – бункер-перегружатель; 3 – самоходный вагон;
4 – пункт разгрузки вагона
Рисунок 4.2 – Схемы работы проходческих комплексов:
а) на укороченном расстоянии доставки с прямой разгрузкой;
б) на оптимальном расстоянии доставки с использованием
бункера-перегружателя; в) с увеличением расстояния
доставки и перегрузкой из вагона в вагон
При увеличении расстояния доставки (схема б) в состав комплекса вводят бункер-перегружатель (БП-3А, БП-14М). После очередного заполнения вагона и ухода его на разгрузку бункер-перегружатель принимает руду от комбайна и накапливает ее в количестве, соответствующем ёмкости вагона. Когда самоходный вагон возвращается после разгрузки, бункер-перегружатель загружает его и цикл повторяется. В этой схеме до определенного расстояния доставки (140-160 м) полностью устранены простои комбайна в ожидании вагона.
Используя в составе комплекса два вагона, которые передают руду друг другу в середине расстояния доставки (схема в), можно увеличить предельное расстояние доставки до 300-400 м. Недостатком этой схемы является уменьшение ёмкости на 25-30 % при перегрузке из вагона в вагон из-за недостаточной высоты заполнения кузова.
|
|
|
Крепь горных выработок и требования к ней
Горная крепь – это искусственное сооружение, возведенное в подземных горных выработках для предотвращения обрушений окружающих выработку пород, сохранения необходимых форм и размеров поперечного сечения выработок, а также для управления горным давлением.