Оглавление
Пояснительная записка. 3
Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина) (1 — 2 классы) 4
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» (4 класс) 5
Методика «Сюжетные картинки» (1-2 классы) 6
Методика «Что мы ценим в людях» (3-4 классы) 6
Методика «Как поступать» (3-4 классы) 7
Карта наблюдения за состоянием ребенка. 8
Карта наблюдения за поведением ребенка в школе. 10
Карта оценки уровня воспитанности учащихся. 12
Карта комплексной оценки. 14
Список использованной литературы.. 16
Пояснительная записка
Карта наблюдений — это система сбора, анализа, отслеживания, коррекции, сопоставления результатов наблюдения для обоснования стратегии и прогноза развития. Она выступает системным способом оценки качества воспитательного процесса, действенности форм, способов, приемов воспитательного процесса.
Цель — выявить потенциальный ресурс школы и разработать стратегию его реализации.
Задачи:
1. Выявить уровень воспитанности учащихся школы;
|
|
2. Исследовать степень содействия педагогических средств процессу развития личности воспитанника;
3. Получить информацию о результативности работы педагога – воспитателя;
4. Оценить эффективность воспитательного процесса в школе.
Данная программа решает цели и задачи педагогической каты наблюдений в воспитании - формы организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о воспитании в школе и его воспитательной системе, обеспечивающей непрерывное слежение за его состоянием и прогнозирование его развития. Она является функциональным звеном педагогического мониторинга и представляет собой педагогическую диагностику - изучает эффективность воспитательного процесса и уровень воспитанности учащихся.
Благодаря данной программе педагог эффективно выстраивает воспитательный процесс в школе: планирует, проектирует, организует, отслеживает результаты воспитательной работы, вносит коррективы. У педагога появляется возможность своевременно и адресно использовать психолого-педагогическую поддержку, фиксировать происходящие изменения в личности ребенка во времени и оперативно преобразовывать содержательный и процессуальный компоненты воспитательного процесса. Результаты педагогической диагностики доводятся до сведения учащихся и родителей, что позволяет мотивировать детей к самосовершенствованию и самоактуализации.
Программа позволяет объективно оценить воспитывающий потенциал воспитательных программ школы, определить наиболее эффективные педагогические средства, которые в наибольшей степени повлияли на развитие личности учащегося, косвенно стимулировать педагогов к внедрению инноваций в воспитательный процесс.
|
|
Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина)
(1 — 2 классы)
Схема предназначена для использования классными руководителями и включает оценивание 6-ти качеств личности: любознательности, трудолюбия бережного отношения к природе, отношение к школе, красивое в жизни школьника, отношение к себе.
Я оцениваю себя | Меня оценивает учитель | Итоговые оценки | |
1. Любознательность: · мне интересно учиться · я люблю читать · мне интересно находить ответы на непонятные вопросы · я всегда выполняю домашнее задание · я стремлюсь получать хорошие отметки | |||
2. Прилежание: · я старателен в учебе · я внимателен · я самостоятелен · я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью · мне нравится самообслуживание в школе и дома | |||
3. Отношение к природе: · я берегу землю · я берегу растения · я берегу животных · я берегу природу | |||
4. Я и школа: · я выполняю правила для учащихся · я выполняю правила внутришкольной жизни · я добр в отношениях с людьми · я участвую в делах класса и школы · я справедлив в отношениях с людьми | |||
5. Прекрасное в моей жизни: · я аккуратен и опрятен · я соблюдаю культуру поведения · я забочусь о здоровье · я умею правильно распределять время учебы и отдыха · у меня нет вредных привычек |
По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок.
Оценка результатов:
5 – всегда
4 – часто
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл
5 — 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень ©
2,8 – 2 – низкий уровень (н)
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» (4 класс)
Назначение теста: диагностика сформированности нравственных представлений.
Тестовый материал
Учащихся просят привести примеры:
- принципиального поступка;
- зла, сделанного тебе другими;
- доброго дела, свидетелем которого ты был;
- справедливого поступка твоего знакомого;
- безвольного поступка;
- проявления безответственности и др.
Интерпретация результатов теста
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-балльной шкале:
1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
3 балла – если сформировано полное и четкое представление.
Возможно также проведение структурированной беседы на тему, например, справедливости. Детям читают рассказ о справедливом или несправедливом поступке и обсуждают его. Ребенку задают следующие вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?» и т. д.
Методика «Сюжетные картинки» (1-2 классы)
Диагностика эмоционального компонента нравственного сознания.
Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников.
Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.
|
|
Инструкция: Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.