Миокард новорожденного

Окраска железным гематоксилином.

 

         Малое увеличение. Найти участок миокарда с продольным сечением сердечных миоцитов (кардиомиоцитов).

       Большое увеличение. Обратить внимание на сетевидную структуру сердечной мышечной ткани и малый диаметр её миоцитов (1). Округлой формы ядра (2) занимают центральное положение. Поперечная исчерченность (3) заметна в периферических участках саркоплазмы. Вставочные диски плохо различимы. Соединительнотканная строма развита слабо.

       Уметь дифференцировать отмеченные структуры.

 

 

Демонстрационные препараты

1. Эндотелий кровеносных капилляров. Тотальный препарат.

2. Кровеносный капилляр. Поперечный срез. Фиксация и окраска осмиевой кислотой.

3. Артериоло-венулярный анастомоз.

4. Лимфатические капилляры. Тотальный препарат. Инъекция.

5. Эндотелий лимфатических капилляров диафрагмы. Импрегнация серебром.

6. Артерия мышечного типа. Поперечный срез.

7. Артерия смешанного типа. Поперечный срез.

8. Аорта. Поперечный срез.

9. Протеогликаны в стенке аорты.

10.  Верхняя полая вена.

11.  Вена с клапаном.

12.  Сосудисто-нервный пучок.

13.  Иннервация кровеносных сосудов.

14.  Артериоло-венулярный анастомоз.

15.  Атриовентрикулярный клапан сердца.

16.  Сердце зародыша человека (7-8 недель).

17.  Гликоген в проводящей и сократительной мышечной ткани сердца.

18. Окислительные ферменты в проводящих и сократительных кардиомиоцитах.

 

 

Подведение итогов занятия (контроль)

Опрос по микропрепаратам, электронным микрофотогра­фиям, решение контрольно-обучающих задач, тестовый контроль второго уровня знаний.

Задание для самоподготовки к следующему занятию: смотреть  основные вопросы темы следующего занятия.

 

Тема: «СИСТЕМА ПОКРОВА»

Кожа  (и её производные) образуют внешний покров орга­низма и выполняет защитную и другие функции: пигментообразующую, терморегу­ляторную, дыхательную, выделительную, рецепторную, иммунную, участие в обменных процессах. Морфофункциональная характеристика кожи отражает состояние всего организма. Знание строения кожи и ее производных необходимо врачу при изу­чении любой патологии и, особенно, при изучении таких дис­циплин, как дерматология, онкология, судебная медицина, инфекционные заболевания и дерматоглифика.

Основные вопросы темы

1. Общий план строения кожи, ее функции.

2. Источники развития эпидермиса и дермы.

3. Топографические и возрастные особенности кожи.

4. Диффероны эпидермиса.

5. Морфологическая характеристика кератиноцитов и процесса их дифференцировки. Характеристика процесса ороговения (кератинизации).

6. Понятие об эпидермально-пролиферативной единице.

7. Меланоциты эпидермиса, происхождение, строение, значение.

8. Внутриэпидермальные макрофаги, их разновидности, происхождение, строение, значение.

9. Осязательные клетки Меркеля, происхождение, строение, значение.

10.  Дерма, строение и значение. Особенности строе­ния ее слоев.

11.  Кровоснабжение кожи.

12.  Иннервация кожи. Кожа как орган чувств.

13.  Подкожная жировая клетчатка (гиподерма), ее строение и значение.

14.  Производные кожи человека.

16. Железы кожи, эмбриональные источники развития, строение, функции.

17. Волосы, их разновидности, значение. Строение длинного волоса.

18. Развитие и смена волос.

19. Ноготь, развитие, строение, смена.

20. Реактивность и регенерация кожи и её производных.

Цель занятия

В конце занятия студент должен уметь:

1. Объяснить общий план строения кожи.

2. Объяснить функциональное значение кожи и ее производных.

3. Определить в микропрепарате слои кожи и их тканевой состав.

4. Определить в микропрепарате кожу разных участков тела.

5. Определить в микропрепарате производные кожи (железы, волосы, ногти).

6. Дифференцировать в микропрепарате кожи различные слои эпидермиса.

7. Дифференцировать в микропрепарате различные элементы волоса.

8. Дифференцировать элементы ногтя.

9. Объяснить закономерные этапы регенерации кожи, её производных.     

10.Схематически зарисовывать изучаемые препараты.

 

Необходимый уровень знаний

Студенты должны отвечать на основные вопросы данной темы методических указаний и на тестовые вопросы первого уровня знаний.

    Контроль исходного уровня знаний осуществляется письменной работой или в процессе устного разбора и коррекции изучаемого материала.

 

Самостоятельная работа студентов

Вид работы: изучение микропрепаратов - «кожа пальца», «кожа с волосом»; демонстрационных препаратов и элек­тронных микрофотографий.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: