double arrow

Фразеологизм — устойчивое неделимое сочетание слов, употребляемое в переносном смысле, которое можно заменить одним словом, синонимом.


Признаки фразеологизмов

Фразеологизм достаточно легко распознать. Эти словосочетания имеют свои отличительные черты:

В них насчитывается два и более слов;

Имеют устойчивый состав;

Имеют переносное значение;

Имеют исторические корни;

Являются единым членом предложения.

Примеры: Бабушкины сказки, Болтаться без дела, Войти в историю, Горы свернуть

 

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление.

Лексические нормы-это правила употребления слов, а также устойчивых словосочетаний в точном соответствии с их значениями.

Лексические ошибки и их устранение.

1.Незнание лексического значения слова. Например: Ионыч гарцует на бричке с ленивым кучером на козлах. Гарцевать- молодецки ездить верхом

2.Смешение паронимов.Паронимы- это слова, сходные по звучанию, но совершенно разные по значению. Например: На ней было красное эффективное платье

3.Нарушение лексической сочетаемости. Например: Большинство времени ушло на подготовку к экзаменам.

4. . Нарушение лексической сочетаемости.Например: Играть значение-иметь значение;иметь роль-играть роль

5. Плеоназмы. Плеоназмы- это обороты речи, в которых без надобности повторяются слова, частично или полностью совпадающие по значениям или такие, в которых значение одного слова уже входит в состав другого. Например, человек двадцать людей




6. Тавтология. Тавтология- это повторение того же самого другими словами, либо употребление лишних однокоренных слов. Например, образное изображение

7. Немотивированное использование высокой книжной лексики. Например: Она двадцать лет трудилась на посту санитарки.

8.Неоправданное использование иноязычной лексики. Например: Срок выполнения заказа может быть пролонгирован.

9.Использование канцеляризмов в чуждом контексте. Это в основном слова и выражения, имеющие типичную для официально-делового стиля окраску (где они вполне уместны и даже необходимы). Например, входящие-исходящие

10.Анахронизмы. Это неправильное соотнесение событий с явлениями времени. Например, Герасим имел маленькую жилплощадь (каморку для жилья)

11.Речевые штампы. Речевыми штампами обычно называются любые примелькавшиеся, надоевшие и безвкусные выражения, являющиеся результатом небрежного отношения к речи. Например, на данном этапе; целиком и полностью

Сложноподчиненное предложение.

Сложноподчинённым называется сложное предложение,части которого связаны интонацией, подчинительными союзами или союзными словами. Например: Страх обратился в ужас, когда я стал замечать, что я заблудился, сбился с дороги. (А. Чехов)

В сложноподчинённом предложении выделяются главное и придаточное предложения. Придаточными являются предложения, в которых находится союз или союзное слово. Выделяются следующие виды придаточных предложений.



Способы словообразования

 словообразование-это раздел языкознания, в котором изучаются закономерности образования новых слов от уже существующих

формообразование-это процесс образования грамматических форм слова

морфологический способ-это образование новых слов путем присоединения морфем к производящий основе или к производящему слову

аффиксация-это образование новых слов путем присоединения словообразовательных аффиксов к производные основе(город-пригород)

при суффиксальномспособе новое слово образуются путём присоединения суффикса(лимон-лимонный)

при префиксально-суффиксальным-новое слово образуются путём одновременного присоединения производящей основе приставки и суффикса(подоконник)

сложение-это образование новых слов путём соединения двух или более основ или слов

усечение основы-образование новых слов посредством изучения производной основы

обратимое словообразование -это образование более простого по структуре слова от более сложного

Не морфологические способы словообразования



лексико-семантический способ-это появление новых слов в результате изменений в значении уже существующих слов

морфолого-синтаксический -появление новых слов в результате перехода слов из одной части речи в другую

лексико-синтаксический-образование новых слов в результате сращения сочетаний слов

Основным средствам формообразования является окончание,а менее продуктивным-аналитический

 

Правописание чередующихся гласных в корнях слов.

В корнях Бир- Бер-, Пир- пер-, Мер--Мир-, Стил- Стел-, Дер-Дир-, и подобных пишется И только тогда, когда за корнем стоит суффикс -А-: собираю- соберу, постилать- постелю

В корнях Лаг--Лож- и Кас-Кос- пишется А, если за корнем следует суффикс -А-: полагать- положить, касаться - коснуться

В корнях КЛОН- - КЛАН -, ТВОР- - ТВАР-, -ГАР-ГОР- без ударения пишется О: кланяться, поклон, наклонение, творчество, творение, загар, загореть.

Исключение: утварь.

В корнях ПЛОВ- - ПЛАВ- буква А пишется во всех случаях, кроме слов: Пловец, пловчиха, например: плавник, плавучий.

Корень МАК- пишется тогда, когда говорят о погружении чего-нибудь в жидкость (хлеб макать в молоко) , корень МОК_ пишется в словах со значением "пропускать жидкость": сапоги промокают.

Корень РАВН- пишется в словах, которые связаны по значению с "равный", "одинаковый": равномерный, сравнивать, а также равнение, равняться, равнина.

Корень РОВН- пишется со значением "ровный", "гладкий", "прямой", например: подровнять клумбы.

В корнях РАСТ- -РОСТ- гласная А пишется перед СТ и Щ, в остальных случаях пишется О: возраст, росла.

Исключение: Отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав.

Запомните написание слов с корнем СКАК- (СКАЧ-), СКОК- (СКОЧ-) скакать, вскочить, заскакать, заскочить, скачок, выскочка, подскочить.







Сейчас читают про: