Накопление содержания детской речи в процессе ознакомления с окружающим миром осуществляется с помощью различных методов и средств.
Можно выделить две группы методов:
- методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения- словаря);
- методы, направленные па закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.
Первая группа включает методы: а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии; б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведении, показ дна-, кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.
Вторая группа методов словарной работы используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры, чтение художественных произведений, дидактические (словарные) упражнения.
|
|
Важнейшим методом является наблюдение. Его использование широко представлено в учебных пособиях О.И.Соловьевой и A.M. Бородич. Но мы остановимся лишь на некоторых моментах:
- наблюдение используется в ряде занятий, проводимых в детском саду во всех возрастных группах: осмотрах помещений детского сада, экскурсиях, рассматривании предметов (посуды, одежды, овощей и т.п.), наблюдениях за каким-нибудь процессом (трудом взрослых, уходом за животными и т.п.)
В связи с чтением и рассказыванием могут использоваться следующие приемы работы над словом:
накопление содержания речи в предварительной работе, обогащение знаний об окружающем с целью подготовки детей к восприятию произведения;
акцентирование внимания на словах, несущих основную смысловую нагрузку;
лексический анализ языка художественных произведений (выявление значений незнакомых слов и выражений, уточнение оттенков значений слов, употребляемых в переносном смысле, анализ изобразительных средств языка текста);
объяснение педагогом значений слов;
проговаривание слов детьми;
замена авторских слов словами, близкими по значению;
подбор слов для характеристики героев;
употребление слов в разном контексте в связи с беседой по содержанию произведения.
Словарная работа в каждой группе проводится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач. Но есть методические вопросы, важные для всех возрастных групп, это вопросы о принципах словарной работы, которые определяют се характер, содержание, формы организации, методы и приемы. К таким принципам относятся:
|
|
единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления;
опора на активное и действенное познание окружающего мира;
связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания окружающего мира, мыслительной деятельностью детей;
использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности;
решение всех задач словарной работы во взаимосвязи между собой и с формированием грамматической и фонетической сторон речи, с развитием связной речи;
семантизация лексики (раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов в определенном контексте, через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование).
На протяжении дошкольного детства в разных возрастных группах содержание словарной работы усложняется в нескольких направлениях. В. И. Логинова выделила три таких направления:
расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений;
усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.
Особо следует отметить, что в детском саду словарная работа проводится прежде всего в ономасиологическом аспекте (обращается внимание на названия объектов – Как называется это?). Кроме того, следует выделить также работу над смысловой стороной речи, над семантикой слова, т. е. семасиологический аспект ("обращается внимание на само слово – Что значит это слово?). Необходимо развивать у детей желание узнавать, что означает слово, учить замечать незнакомые слова в чужой речи, развивать ориентировку в сочетаемости слов.