Измерение мотивации достижения (М. Ш. Магомед-Эминов)

Предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует. Методика применяется для исследовательских целей при диагностике мотивации достижения у старших школьников и студентов. Тест представляет собой опросник, имеющий две формы — мужскую (форма А) и женскую (форма Б).

Инструкция

Предлагается ряд утверждений, определяющих отношение человека к некоторым жизненным ситуациям. Оцените степень своего согласия или несогласия с каждым из утверждений. Для каждого утверждения проставьте отметку в колонке, соответствующей вашему выбору:

•     + 3 – полностью согласен;

•     +2 – согласен;

•     + 1 – скорее согласен, чем не согласен;

•     0 – нейтрален;

•     -1 – скорее не согласен, чем согласен;

•     -2 – не согласен;

•     -3 – полностью не согласен.

Не тратьте время на обдумывание, давайте тот ответ, который первым приходит в голову, поскольку при обработке результатов производится подсчет баллов по определенной системе, а не содержательный анализ ответов по отдельным пунктам. Каждое следующее утверждение читайте только после того, как оценили предыдущее, постарайтесь ничего не пропускать. Свободно и искренне выражайте свое мнение.

Стимульный материал

Бланк для ответов (форма A)

Бланк для ответов (Форма Б)

Обработка результатов

За каждый ответ испытуемый получает определенное количество баллов. Подсчет баллов производится с помощью ключей простым суммированием. К каждой форме опросника прилагается собственный ключ (к форме А и к форме Б).

Интерпретация результатов

Методика измеряет результирующую тенденцию мотивации, то есть степень преобладания одного из указанных мотивов — стремление к достижению успеха или избегание неудачи. Высокие показатели по тесту означают, что стремление к достижению успеха выражено в большей степени, чем избегание неудачи, низкие — наоборот.

Баллы всех испытуемых выборки ранжируют и выделяют две конкретные группы: верхние 27% выборки характеризуются мотивом стремления к успеху, а нижние 27% – мотивом избегания неудачи.

Так же можно воспользоваться следующей суммарной шкалой:

•     Если эта сумма оказалась в интервале от 165 до 210, то делают вывод о том, что в мотивации достижения успехов у данного испытуемого доминирует стремление к успеху.

•     Если эта сумма баллов оказалась в пределах от 76 до 164, то делают вывод о доминировании стремления избегать неудачи.

•     Если сумма баллов оказалась в пределах от 30 до 75, то никакого определенного вывода о доминировании друг над другом мотивации достижения успехов или избегания неудач сделать нельзя.

Методика изучения отношения к учебным предметам Г. Н. Казанцевой.

Цель: позволяет изучить разные типы отношения учеников к учебным предметам и выявить мотивы учебной деятельности.

Материал: бланк методики (по Г.Н. Казанцевой)

Ход выполнения: студент предлагает каждому ученику класса бланк методики, включающий три раздела и даёт школьникам инструкцию: Просим вас высказать своё мнение по вопросу вашей школьной жизни. Вам следует ответить на следующие вопросы:

•     в разделе I назовите самые любимые и нелюбимые из изучаемых в школе предметов;

•     в разделе II укажите любой учебный предмет и подчеркните причины, характеризующие ваше отношение к выбранному предмету. Если указанные причины не соответствуют вашему мнению, укажите недостающие;

•     в разделе III вам следует подчеркнуть те утверждения, которые соответствуют вашему отношению к учёбе.

В данном задании не может быть правильных или неправильных ответов, любое ваше мнение будет представлять для нас интерес.

Примечание: студент может предложить школьникам в разделе II высказать своё мнение по предмету, который преподаёт студент.

Данная методика проводится в классе со всеми учениками, бланки собираются сразу после выполнения задания.

Обработка результатов.

Первый раздел составлен с целью выявления предпочитаемых учебных предметов, второй — причин предпочтительного отношения к ним, третий – для выяснения того, почему ученик вообще учится, какие мотивы преобладают (мировоззренческие, общественные, практически значимые, личностные и др.), на основе чего делается соответствующий вывод о ведущих мотивах, лежащих в основе положительного или отрицательного отношения к отдельным предметам и к учению в целом.

Обратить внимание:

•     является ли ваш предмет в числе любимых уроков учеников класса;

•     на основные причины предпочтения или негативного отношения к предмету, который вы преподаёте;

•     на иерархию мотивов учебной деятельности учеников класса, используя для этого количественную обработку.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: