Вывод: в VI веке носители праславянского языка и пражско-корчакской культуры уже располагали славянским самосознанием и существовали как сложившаяся этническая общность

СЛАВЯНЕ — группа родственных друг с другом народов в этноязыковом отношении и исторически связанных с Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европой по месту своего преимущественного проживания.

СЛАВИСТИКА — наука, сложившаяся в конце XVIII — первой половине XIX века, предметом которой является многообразие жизни славян в прошлом и настоящем.

 

В зависимости от географического положения основного исторического ареала того или иного из этих народов славян условно делят на три ветви:

· восточные (русские, украинцы, белорусы);

· западные (поляки, чехи, словаки, лужицкие сербы);

· южные (болгары, македонцы, сербы, черногорцы, хорваты, словенцы, босняки — боснийские мусульмане).

 

Современные славяне — родственные народы, что выражается в существовании общего самоназвания «славяне» и в отдельных народных самоназваниях. Характерным атрибутом современных славян является наличие самостоятельной государственности (кроме лужицких сербов), что позволяет их рассматривать в качестве полноценных наций, формирование которых было часто связано с борьбой за культурное и политическое обособление от многонациональных империй.

 

НАЦИЯ — этнокультурное и этнополитическое образование, т. к. их существование обеспечивается:

1) этническим происхождением их участников;

Культурным, идеологическим и политическим единством в рамках соответствующего национального государства.

 

В Средние века славянские народы ещё не были столь многочисленны, поэтому выступали не в качестве наций, а средневековых НАРОДНОСТЕЙ, которые основывались на:

1) единстве этнического происхождения;

2) единстве государственного подданства;

Единстве церковно-конфессиональной принадлежности.

Сложились в рамках соответствующих славянских государств и связанных с ними христианских церковных организаций (кроме словенцев Германской империи и словаков Венгерского королевства; ПОЛАБСКИХ славян — ЛУЖИЧАН, ЛЮТИЧЕЙ и БОДРИЧЕЙ). На самом раннем этапе славяне выступали как относительно единая древнеславянская общность.

 

Славянский этногенез — одна из центральных проблем славистики, сложность которой в исследовательном плане обусловлена состоянием наличной источниковедческой базы. Своя письменная практика у славян начала развиваться с принятием христианства (IX-X вв.), когда существование славян стало свершившимся фактом. Первый славянский автор — древнерусский летописец НЕСТОР. Для более раннего времени в качестве синхронных источников используются немногочисленные памятники неславянского происхождения. При изучении предыстории славян пользуются исключительно памятниками языка и материальной культуры.

 

ГЛОТТОГЕНЕЗ — история происхождения и развития славянских языков. Достоверно установленно, что языки всех средневековых и современных славянских народов восходят от одного исходного языка, называемого праславянским. Предки славян — праславяне (потомки индоевропейцев с Южного Кавказа, Восточной Анатолии, Северной Месопотамии), составляли с носителями других европейских языков ДРЕВНЕЕВРОПЕЙСКУЮ общность.

 

Для древнеевропейской общности установлен ряд археологических соответствий эпохе бронзы:

1) ДРЕВНЕЯМНАЯ культурно-историческая общность. Ареал: степи Нижнего Поволжья и Северного Причерноморья (4-2 тыс. до н.э.);

2) СРЕДНЕЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ ПОЛЕЙ ПОГРЕБЕНИЙ (ПОГРЕБАЛЬНЫХ УРН). Средняя полоса Западной, Центральной и Восточной Европы (13-8 вв. до н.э.).

 

Праславянский язык оформился в качестве самостоятельного приблизительно в промежутке между серединой 1 тыс. до н.э. и серединой 1 тыс. н.э. Не исключено, что перед этим будущие праславяне образовали балто-славянскую общность.

 

В древнейший период существования праславяне должны были проживать на равнинной территории с умеренным климатом, удалённой от морей, гор и степей. Выявленные в древнейшей праславянской лексике следы межъязыковых контактов позволили установить соседей праславян: германцы, балты (пруссы и ятвяги), позже — контакты с ираноязычным населением (сарматы, аланы, поздние скифы). Родина славянской прародины — к востоку от Вислы и к северу от Карпат.

 

Методом АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКЦИИ (движение от достоверно славянских памятников эпохи Средневековья к памятникам раннего времени пытаются проследить выделение славян из древнеевропейской общности. Самая ранняя культура — ПРАЖСКО-КОРЧАКСКАЯ (5-8 век н.э.)

 

Жилище Полуземлянка с печью (очагом)
Лепная керамика Горшки пражского типа
Погребления Инвентарь бедный: · культура длинных курганов (кривичи); · культура сопок (ильменские словене)

 

Образуется некоторый временной зазор от 8-7 вв. до н.э. (распад общности полей погребений) — конец 5 в. н.э., который пытаются заполнить, привлекая другие культуры — ПШЕВОРСКУЮ (которая объединяла много языковых групп кельтов, германцев), ЗАРУБИНЕЦКУЮ (присутствовал кельтский элемент), ЧЕРНЯХОВСКУЮ (синтез германских, иранских и варварских традиций).

 

У всех славян имеется этническое самосознание. В период существования праславянского языка общее самоназвание имело форму СЛОВЕНЕ («слово». В свете этнического самосознания противопоставлялись чужакам-НЕМЦАМ (немым). Впервые понятие для неславян появляется у Константина Багрянородного.

 

Первые достоверные письменные известия о славянах содержатся у Прокопия Кесарийского, в трактате о войнах Юстиниана I. Он пишет о части немецкого племени ГЕРУЛОВ (живших к северу от Дуная), которые после столкновения с лангобардами переселились на новое место жительства, пройдя «поочередно все времена СКЛАВИНОВ), что примерно должно соответствовать ареалу пражско-корчакской культуры. Склавины перешли к вторжениям из-за Дуная и попали в поле зрения византийских авторов: АГАФИЯ МИРИНЕЙСКОГО, ИОАННА МАЛАЛЫ, ИОАННА ЭФЕССКОГО. Во второй половине VI века упоминания о склавах появляются у западных авторов (МАРТИН БРАКАРСКИЙ, ИОАНН БИКЛАРСКИЙ), в конце века в письмах папы Григория Великого.

 

Вывод: в VI веке носители праславянского языка и пражско-корчакской культуры уже располагали славянским самосознанием и существовали как сложившаяся этническая общность.

 

Первоначальный ареал проживания носителей праславянского языка (земли Центральной и Восточной Европы) авторам Раннего Средневековья известен слабо, эти земли именовались Скифией или Сарматией.

 

Античные авторы первых веков н.э., Плиний Старший, Тацит и Птолемей упоминают народ венетов, относя его именно к германцам. В первой половине XIX века распространяется мнение, что венеты и были ранними славянами.

 

Слабые места этой концепции:

1) славяне не идентифицировали себя как «венеты», это имя им дали западные соседи;

2) термин «венеты» условный, не имеет конкретного этнического содержания;

3) ЭНЕТЫ — обозначение малоизвестного варварского населения на северной периферии известного им мира;

Предполагаемое место жительства венетов отодвигалось всё дальше от Средиземноморья, а венеты ассоциировались у античных авторов с рекой ЭРИДАН, откуда поступал янтарь с берегов Северного океана.

 

Главный аргумент сторонников этой концепции — ИОРДАН «О происхождении и деяниях народа готов». Он прямо возводит происхождение славян к венетам, но и здесь не исключено обобщение. Современниками Иордана были склавены, венеты были известны ему по сообщениям других авторов. Иордан не говорит о том, что венеты всегда называли себя склавенами, а сами склавены — венетами. Лишь в VI веке, по его свидетельству, часть венетов стала называться склавенами. На данном этапе можно признать, что возможность отождествления венетов и славян нельзя опровергнуть или принять.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: