Славяне в начале своей истории

Незадолго до начала новой эры или в первые века новой эры, к востоку от Вислы и к северу от Карпат проживало некое варварское племенное население, которое уже было отлично от его соседей в силу существования праславянского языка, но не имело этнического самосознания, чтобы обособиться от балтов.

 

Что подтолкнуло балтов и славян к размежеванию?

1) Миграции готов из Южной Прибалтики и Повисленья в Северное Причерноморье в III-IV в. н.э.;

2) Прекращение провинциально-римского импорта, после того, как во второй половине IV-первой половине V века утверждаются кочевники-гунны;

Наметившиеся с конца IV века начинается похолодание и повышение уровня рек, озёр и почвенных вод.

 

Не позднее V в. праславяне обособляются от балтов и приходят в движение, двигаются в сторону Псковского озера и Ильмень, а также Верхнего и Среднего Поднепровья, где славяне не встречают значимого сопротивления и расселяются среди балтов. На западном направлении (вплоть до Эльбы) праславяне занимают земли, оставленные германцами. На юге славяне сталкиваются с преградой в виде ЛИМЕСА (укреплённой Дунайской границы Ранней Византии), где они оказываются в наиболее плотном окружении других варварских народов, вовлечённых в Великое переселение народов, где сталкиваются с необходимостью этнического самоопределения. Это приводит к возникновению славянского самосознания. С этим же согласен Нестор, который приводит славян, рассказывая о расселении народов после вавилонского столпотворения.

 

Другим очагом ранней славянизации могли стать окрестности озера Ильмень, где славяне столкнулись с финно-уграми. По времени это примерно совпадает с возникновением первого письменного известия о «склавинах» Прокопия Кесарийского, времени нахождения первых памятников пражско-корчакской культуры. В противоположность этому, балты не порождают общей археологической культуры и самоназвания.

 

Применительно к VI веку существование славян не вызывает сомнений. Завершение славянского этногенеза связывается только с формированием отдельных, самостоятельных средневековых славянских народностей. Только в рамках народностей славянское этническое самосознание приобрело устойчивый характер, приобрело языковую индивидуальность. Формирование средневековых славянских народностей и выделение их из этнического массива происходили в рамках более широкого территориального ареала, нежели исконная славянская прародина.

 

Ещё один дискуссионный вопрос — могут ли быть отождествлены славяне с антами, коих Иордан отнёс к венетам?

 

По словам Иордана, те, кого знали под именем венетов, стали называться разными именами в зависимости от мест обитания, но преимущественно славянами и антами. Об антах пишет и Прокопий Кесарийский, который пишет о том, что у них общий язык, одинаковый внешний облик, образ жизни, религия, общественное устройство. Между тем, Прокопий Кесарийский различает антов и славян. Аналогичные сведения встречаются и у других византийских авторов. В последний раз они упоминаются Ираклием.

 

Для антов установлено точное археологическое соответствие в виде пеньковской археологической культуры, существовавшей в 5-7 вв. в лесостепной зоне от Приднестровья до Среднего Поднепровья. Нет свидетельств о том, что они называли себя славянами.

Выводы:

· отождествление антов и ранних славян вызывает большие сомнения;

· анты — некое полиэтническое и разноязыкое военно-политическое объединение, большую часть которого составляли носители праславянского языка;

· процесс утверждения у антов оказался заторможен или прерван из-за нашествия сарматов и аланов;

· с начала VII века процесс утверждения у антов мог ускориться или возобновиться, когда анты стали идентифицировать себя как славян, что позволяло византийским авторам называть их славянами.

 

Вопрос 2. Расселение славян на Балканском полуострове. Славяне и Византия в Раннее Средневековье

 

Предмет: Расселение славян на Балканском полуострове. Славяне и Византия в Раннее Средневековье.

Он содержит в себе следующие проблемы:

1.1.Балканский полуостров накануне расселения славян: под властью Позднего Рима и Ранней Византии. Каковы были важнейшие хозяйственно-демографические, религиозно-культурные и этноязыковые процессы?

1.2.Расселение славян и падение византийской власти на Балканах. Историческая судьба автохтонного населения и его потомков (средневековые греки, влахи, албанцы).

1.3.Славяне на Балканах в Раннее Средневековье: взаимодействие с другими

«варварами» и остатками автохтонного населения, хозяйственно-бытовые и социальные перемены. Первые протогосударственные образования у славян («славинии»).

1.4.Византийское контрнаступление на Балканах («византийская реконкиста»).

1.5.Историческая судьба славянского населения средневековой Византии.

Вопросы: Кто жил на этих территориях до прихода славян? На каких языках говорили эти народы? В какой культурной-правовой орбите они находились? Каковы быи особенности их хозяйства? Как происходило расселение славян на территории Балканского п-ова? Чем оно было вызвано? Каковы были взаимоотношения славян и автохтонного населения, какова судьба последнего? Каково влияние автохтонных народов на славян? Какие протогосударственные образования имели славяне и каков был их социальный строй? Почему славянам так и не удалось превратить славинии в полноценные государства? Что такое византийская реконкиста, за счет чего она стала возможна? Каковы оказались последствия знакомства с ромейскими общественными и культурными практиками для славянского населения средневековой Византии?

 

Не позднее V-VI вв. славяне должны были появиться на левобережье рек Сава и Дунай, укрепившись на землях бывших провинции ПАННОНИИ и ДАКИИ. Южнее перед славянами лежал Балканский полуостров, находящийся под властью Ранней Византии.

 

Балканский полуостров в то время с его сильно расчленённым горным рельефом являлся мозаикой природно-климатических зон, хозяйственно-бытовых укладов, религиозных и этноязыковых общин.

Население:

· разнородно по этническому происхождению и языку;

· в его составе преобладают потомки трёх палеобалканских народов: ЭЛЛИНОВ, ФРАКИЙЦЕВ и ИЛЛИРИЙЦЕВ; потомков выходцев из Италии и Малой Азии, варваров;

· по цивилизационному облику принадлежало поздней античности; на большей части полуострова господствует позднеантичная хозяйственная организация (сочетание римской полной частной собственности, рабской и других видов зависимостей);

· сохранялись многочисленные города;

· действовали пути сообщения;

· велась разнообразная торговля;

· имело место денежное обращение.

 

В свою очередь, это поддерживала ранневизантийская (позднеримская) провинциальная администрация, в правовом отношении оформляли нормы римского права (Кодекс Феодосия II, правовой свод императора Юстиниана Великого).

 

Позднеантичный характер сохраняла духовная культура, хотя господствующей религиозной доктриной и практикой стало православие, со сложившейся догматикой, обрядностью и церковной организацией.

 

В этих условиях исконные этнические традиции балканского населения уступали место византийской идентичности, основанной на:

· общем имперском подданстве;

· христианском исповедании;

· причастности к благам позднеантичной цивилизации.

 

Происходило развитие процессов романизации и эллинизации: латынь распространяется в придунайских областях полуострова и на Адриатическом море; греческий — на побережье Чёрного моря и юге от Балканских гор. Жители горных районов иллирийского и фракийского происхождения продолжали сохранять в целостном виде свою самобытность, включая патриархальный хозяйственно-бытовой уклад и социальную организацию, основанную на кровном родстве.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: