Население однородно, землевладельческая знать только начинает формироваться, как и ремесленно-торговая прослойка. С утверждением христианства появляется слой духовенства.
Социально-политическая организация — со временем закрепляется малая семья. На высоком уровне закрепляется подданство на территориальной основе, налагаемые крепнущей государственной властью и сопряжённые с разного рода обязательствами в её пользу.
В сербских землях государственная власть выросла из славиний, в Болгарии — институтов протоболгарского происхождения.
В Болгарии — верховный правитель — хан, опирался на КАВХАНА (руководил военной организацией) и ИЧИРГУБОИЛА (действия центральных органов власти в столице и её ближайших окрестностях). Отказ от такой титулярной практики произошёл в конце XI века, когда Симеон принимает титул князя. На менее высоком уровне болгарскую государственность представляли носители разных тюркско-протоболгарских титулов и должностей. КОВЕНТ — собрание взрослых и полноправных мужчин-воинов. Последний конвент был созван в 893 г. в связи с передачей высшей власти отозванному из Константинополя Симеону.
Второе Болгарское царство и Сербия Неманичей и их приёмников
Выделяются средневековые группы:
· светская земледельческая знать;
· зависимые крестьяне;
· духовенство;
· прослойка торговцев и ремесленников.
Осваивается государственно-политическое наследие Византии. Главное место в военных силах перешло к отрядам светской земледельческой знати.
· Государства представляли собой относительно централизованные монархии. Система хор при Иване Асене II и кефалий (Стефан Душан), когда территория делилась на множество сравнительно небольших по размеру административно-судебных округов. Монархическая власть носила самодержавный характер. В Болгарии и Сербии не сложилось системы сословно-территориального представительства как у «латинян». При правителе возникают синклиты византийского образца, не было системы вассально-ленных связей.
· Отчётливо обособленное положене было у албанских и влашских скотоводов-горцев, которые не поддавались такому же плотному контролю, который был возможен к оседлому населению. Правители раздавали налоговые и судебные привилегии крупным собственникам. Происходила передача районов под управление родственников действующего правителя (АПАНАЖ).
· Имперский характер государственности. Много народов — греки, влахи, албанцы, армяне, евреи, печенеги, половцы. Этническую разнородность не учитывала система провинциального управления. Этническое самоопределение оставалось частным делом подданных. Идеи национального государства не было.
· Специфически религиозный характер обоснования права государства на существование. В Болгарии появился ещё до принятия христианства. С принятием христианства правители стараются вписать свои государства и действия их правителей в общий план Божественного Промышления о мире и человеке. Ассимиляция была направлена именно на иноверцев и христианских еретиков.
Хорватия
Формирование сословной монархии началось в землях «Короны Святого Стефана» с изданием Золотой буллы 1222 г. Параллельно идёт процесс размежевания в среде свободного населения, из которого выделяется прослойка мелких землевладельцев, урезанных в правах с магнатами.
«Золотая булла» гарантировала особый правовой статус «сервиентам» - служилым людям короля. Единственной обязанностью сервиента становилась личная военная служба, за которую они освобождались от налогов, а за участие в походах полагалось жалование. В случае его гибели король по своему усмотрению имел право вознаградить наследников. Сервиенты должны были являться на собрания в СЕКЕШФЕХЕРВАРЕ, чтобы рассматривать судебные дела.
Спустя полвека после издания «Золотой буллы» состоялось первое заседание хорватского собора, на котором были приняты «законы королевства и баната», переданные на утверждение хорватскому бану. В заседании наряду с нобилями участвовали служилые люди.
Декрет 1351 г. объявил подтверждение Золотой Буллы и подтверждал равноправие всех нобилей королевства, в том числе сервиентам.
Помимо сервиентов, в Хорватии была другая значительная категория населения, претендовавшая на сословные привилегии на том основании, что её представители вели своё происхождение от тех древних родов, которые якобы предводительствовали хорватскими племенами со времён Ираклия, а в 1102 г. при заключении унии получили привилегии от короля КОЛОМАНА.
Остальная часть населения оказалась лишённой важнейших прав. В основном это было крестьянское население — КМЕТЫ (колоны), прелаты и бароны (иммунисты).
Основные признаки их подчинённого положения:
· подчинение патримониальной юрисдикции;
· обложение службами и платежами как в пользу собственных господ, так и государства.
Формы и размеры этих обязанностей устанавливались сверху. Рассматриваемый период ознаменовался здесь оформлением патрициата, завладевшего монополией на политическую власть, в результате чего социальная структура городов приобрела черты государства.
Вопрос 9. Принятие христианства, становление и развитие церковной жизни в средневековых славянских странах Балканского полуострова (до османского завоевания)
Проблема: процесс становления церковной жизни в средневековых славянских странах
Болгария






