Причины принятия христианства: военные неудачи, предложение Византии вернуть в этом случае Болгарии ряд отторгнутых областей (Загоры и Филипполь)

В 864 г. хан Борис с ближайшими сановниками был тайно крещён, народ не принимал новую религию. Борису приходится подавлять антихристианское движение (были уничтожены 52 протоболгарских рода, связанных с мятежниками в 866 г.). В 889 г. Борис-Михаил уходит в монастырь. Его сын Владимир пытается вернуть Болгарию к язычеству, за что его отец возвращается на трон и ослепляет его.

После крещения понадобилось добиться самостоятельности церковной организации, так как прямое подчинение Константинополю грозило завершиться установлением политической зависимости. Вселенский собор 869-870 гг. закрепил передачу болгарской церкви под верховенство Константинопольской патриархии.

Кирилло-Мефодиевская традиция в Болгарской Церкви. Славянскую азбуку принесли Климент и Наум Охридские, Константин и другие ученики Кирилла и Мефодия. В Болгарии славяноязычная письменность была введена в новообразованную Болгарскую Церковь и местные канцелярии, была дополнена кириллицей и новыми переводными и оригинальными богослужебными текстами.

В конце IX века политическая и церковная столица Болгарии была перенесена из Плиски в новый город Преслав, строившийся по образцу Константинополя.

В 1018 г. Болгария попадает в зависимость от Констатинополя, остаётся только архиепископ с кафедрой в городе Охрид. Первый архиепископ был болгарином. Патриархию удаётся восстановить только в 1235 г. после окончательного разрыва с Римом.

Сербия

Христианство среди ранних сербов утвердилось в 870-е годы, в правление Василия I Македонянина. Случаи принятия новой веры представителями сербской верхушки имели место еще в период расселения сербов на Балканах.

Единая и самостоятельная церковная организация в землях славян не сложилась, а духовное попечение делили между собой несколько епископских кафедр. Как следствие, после схизмы 1054 г. сербские земли образовали промежуточную зону между византийским православием и римо-католичеством, что не помешало проникновению сюда Кирилло-Мефодиевской традиции.

Хорватия

Христианство утверждается в Хорватии во времена франкского верховенства, усилиями франкских миссионеров. Правящая верхушка начинает принимать христианство ещё в VII веке от миссионеров из Рима, также имело место влияние из городов Далмации.

Хорватские христиане с самого начала оказались связаны с церковными и культурными традициями западного, «латинского» христианства, чему способствовало само географическое положение Хорватии. По Сплитским соборам 925 и 928 гг., за Хорватией утвердилось Римская церковная кафедра, Сплитское архиепископство. Хорватия оказалась вовлечённой в русло латинской церковно-политической и конфессионально культурной общности.

Это сблизило жителей Хорватии с изначально романскими жителями городов соседней Далмации — несмотря на то, что они формально оставались под суверенитетом Византии — и обособило их от славян, православного по вероисповеданию.

Хорваты также восприняли Кирилло-Мефодиевскую традицию, включая письменность посредством глаголической азбуки, богослужебный язык. В хорватской среде это было приспособлено к нуждам и требованиям западного христианства, включая римский богослужебный обряд. Славяноязычная письменность у хорватов сохраняется до XX века. Глаголица используется и в целях создания текстов юридического и делового характера.

XI-XII века.

Болгария

Иерархи болгарской церкви встали на сторону Византии, и более того, участвовала в выработке антилатинской позиции (Болгария была завоёванной страной, куда иерархи высылались из Константинополя).

Источники показывают отсутствие враждебных отношений к латинянам у широких кругов болгарского общества, поскольку напрямую позиции латинян и местного населения в обществе не сталкивались. В 1072 г. болгары приглашают на престол Констатина Бодина. Владения Михаила Зетского входили в сферу юрисдикции Римской церкви, а сам он в 1077 г. признал себя ленником папы.

Сербия

Взаимная терпимость между сербскими правителями и многоконфессиональной знатью. Так, Успенский собор Студеницкой лавры представляет собой крестовокупольное здание, украшенное скульптурным декором. Евангелие, написанное в конце XII века, также украшено изображениями и орнаментом, восходящим к романским образцам.

Пример двух крещений Стефани Немани — в детстве был окрещён в Зете по латинскому образцу, а затем произвёл крещение по православному образцу. Повторное крещение имело место в то время, когда Стефан Неманя стал самостоятельным правителем, получив земли от Мануила. Дело в том, что управление православными поддаными требовало уже в то время подтверждения своей верности православию от правителя, возможно — это было требованием общества.

I треть XIII века

Второе Болгарское царство возникло в результате восстания. Сербское государство сложились на основе объединения в единое целое ряда мелких княжеств. Царский титул новых болгарских правителей не был санкционирован, титул «великого жупана» не имел соответствий принятым в Европе титулам. Потребовалось обеспечить политическую и церковную самостоятельность, началось сближение с папской курией.

Сербия

1. Переговоры Стефана Немани и Иннокентия III о коронации, которая означала бы окончательное утверждение суверенитета Сербского государства и обеспечивала бы ему места среди христианских стран, в отличие от Византии. Ради достижения этой цели жупан был готов принять католицизм. Опека папы позволила бы сербскому правителю решать спорные вопросы в отношениях с католикам. После изгнания из Рашки Стефана венгерским королём ИМРЕ переговоры продолжились в других условиях.

2. Новые свидетельства о контакте между великим жупаном и Римом относятся к середине второго десятилетия XIII в. Стефан Неманич отправил послов к Гонорию III. Тот отправил легата, который возложил на него королевский венец. Таким образом, была сделана попытка помещения под покровительство Римского престола.

3. После ослабления Латинской империи Сербия вновь меняет свою политику, вступив в отношения с никейским императором. После поездки в Никею брата Стефана Неманича — Саввы Неманича было принято решение о создании автокефального архиепископства во главе с Саввой, что означало разрыв с Римом.

Болгария

Факт церковной унии с Римом, заключенной в 1204 г., которая носила формально-дипломатический характер и не привела к существенным изменениям в богословской доктрине или богослужебной практике Тырновской церкви. За Тырновской церковью должна была быть провозглашена независимая патриархия, а сам Калоян должен был получить царский титул. Но папа признал Тырновского архиепископа только своим примасом, но не самостоятельным патриархом. Уния в 1234-1235 гг. была разорвана Иваном Асенем II.

Е XIII-начало XIV в.

Разрыв церковных связей вызвал обострение балканских стран с латинским миром. Создание самостоятельного болгарского патриаршества скрепило союз Второго Болгарского царства с Никейской империей.

Болгария

Папа Григорий IX пригрозил отлучением от церкви Ивану Асеню II, затем объявляет крестовый поход против Болгарии, который так и не проищошёл, а в 1239 г. Иван Асень II даже пропустил через свою землю войска, идущие на помощь Константинополю. Восстановление отношений с престолом не произошло, ни Болгария, ни Сербия не приняли участия в переговорах о церковной унии, оставаясь её противниками, понимая, что Византия вправе ликвидировать автокефалию Болгарской и Сербской церквей.

Сербия

Традиция мирного сосуществования приверженцев обеих конфессий. Долгое время отсутствует конфронтация, характерная для районов соприкосновения православного мира и католического и после присоединения Сербской церкви к православному миру.

В житии Саввы Деманича рассказ о коронации Стефана Первовенчанного начинается с того, что именно Савва направил епископа Мефодия к папе за короной. На деле этот факт вызывает серьёзные сомнения, потому что Мефодий был послом Стефана, а не Саввы, к тому же, корону привёз царский легат. Однако здесь характерно отношение агиографа — обращение к папе святого Саввы не считается зазорным.

О наличии ненарушенных контактов свидетельствуют факты совместного выступления духовных лиц обеих конфессий как свидетелей в суде.

Королева Елена, жена Уроша, отличалась особой преданностью католической вере и побуждала Драгутина и Милутина к соединению с Римской Церковью. Получив в удел после низложения и смерти мужа большую часть Приморья, она основывает там несколько францисканских монастырей, а в 1303 г. отдаёт свои земли папе. Известно, что Милутин помогал ей в постройке этих монастырей, а в сборнике житий сербских правителей архиепископ Даниил II хвалит её за благочестие и строгий образ жизни.

Король Милутин пытается использовать в своих целях конфликт между Византией и латинским претендентом на императорский трон Карлом Валуа, братом французского короля Филиппа IV. В обмен на помощь короля Валуа должен был отдать ему часть своих владений в Македонии. Согласие французской стороны было поставлено в зависимость от выполнения сербским правителем ряда предложенных ему условий. Французская сторона должна дать согласие лишь тогда, когда её послы убедятся, что он готов вернуться к единству с Римской Церковью. Таким образом, непременным содержанием договоров западных правителей с Сербией было присоединение Милутина к католической церкви. Папа даже в грамоте, адресованной Милутину, разъяснял, что требовал от него лишь покаяния, прислав к нему своего монаха Котора из числа францисканцев.

Такое отношение сербского духовенства к латинянам стало совсем иным, чем в начале XIII столетия. Очевидно, что к концу XIII века в религиозной организации происходят перемены. Сербское монашество Святой Горы представляло интеллектуальную элиту, а из людей, возглавлявших Хиландар, часто выходили деятели Сербской церкви. Поэтому переговоры об унии могли поставить короля перед лицом серьёзных внутриполитических конфликтов.

Утверждению враждебной атмосферы сербов к латинянам стали попытки восстановления Латинской империи, правители которой водворяли на землях католичество, сопровождавшиеся проповедями против схизматиков, причём пропагандистами этих кампаний часто выступали францисканцы и доминиканцы. Тем не менее, нельзя говорить о государственной политике, направленной против католиков — крали пытались заручиться поддержкой саксов и городов Далмации.

Во вспыхивавших межконфессиональных конфликтах сербы часто были наступающей стороной. Часть латинян по-прежнему была недовольна положением, в котором оказалось католическое духовенство. Формировалось мнение о Сербии как о части «схизматического мира». Особенность этой ситуации заключалась в том, что круги, пропагандировавшие церковный поход против схизматиков, побуждали представителей местной католической знати свергнуть власть схизматических правителей.

В Сербии начинают появляться акты, направленные против католического духовенства. «Законник» Стефана Душана установил запрет миссионерской деятельности латинян на территории Сербии. Все православные, принявшие католичество, должны вернуться в лоно патриархата. Запрещались смешанные браки — католик, вступивший в брак, должен обратиться в православие или оставить имущество. «Законник» специально противопоставляет «латинян» представителям христианской веры. Таким образом, взаимоотношения католиков и православных ставились в жёсткие рамки.

Вопрос 10. Духовная культура средневековых славянских стран византийского культурного круга (до османского завоевания).

Придя на Балканский полуостров, славяне уничтожили византийскую культуру, стало господствовать язычество. В Первом Болгарском царстве было два варианта язычества, славянский — связанный с хозяйственно-бытовым укладом и тюркско-протоболгарский, сопряжённый с кочевым бытом.




double arrow
Сейчас читают про: