Культура Протовилланова

Основной характеристикой культуры «протовиллановы» (XII—X вв. до н. э.) конца Бронзового века, было погребение путём кремации, когда пепел умерших помещался в двуконические урны. Типичная двуконическая погребальная урна была снабжена двумя горизонтальными ручками в самом широком её месте (одна ручка всегда была разбита, возможно, из ритуальных мотивов). Урны закрывались перевернутой миской или, в некоторых мужских захоронениях, шлемами. Погребальные принадлежности могли включать лошадиные удила, изогнутые бритвы (с лезвием в виде полумесяца), извивающиеся «фибулы» (закрытые одёжные булавки), большие булавки и оружие для мужчин или части поясов, фибулы в виде лука, спирали для волос и ткацкие принадлежности для женщин. Кроме самих урн и их крышек, в захоронениях почти не встречаются другие керамические предметы. Для урн характерно большое разнообразие форм, их стенки очень толстые (для этого необходима высокая температура обжига, что говорит о значительной специализации ремесел). Украшены они гравировкой, которая наносилась инструментами с несколькими лезвиями. Преобладают геометрические мотивы.

Характерными для материальной культуры Протовиллановы были керамика с канавками, украшенная геометрическими узорами, и металлургические изделия — бронзовые «шпильки».

ü Некрополь Бисмантова

Центральная Европа

Культура полей погребальных урн

Погребальные урны, холмы Лан, Гессен, Германия.

Раскопанный курган под Марбургом.

Пещера Лихтенштейн — археологический памятник позднего бронзового века, скелеты из которого подверглись исследованию древней ДНК

Восточная Европа

Срубная культура.  Ее характеристика в 14 вопросе.

Находки из курганных могильников срубной культуры: 1 – керамический сосуд. Тарумовка; 2 – костяной жезл. Красносёлки; 3 – бронзовая височная подвеска, обложенная золотой фольгой. Просвет I; 4 – костяное навершие. «У разъезда 22 км»; 5 – бронзовый нож. Берёзовский II.

Эрмитаж.

Наконец-то с этим закончили и переходим к Гальштату…

Пе­ре­ход от брон­зо­во­го ве­ка к же­лез­но­му за­нял несколько сто­ле­тий. В свя­зи с кар­ди­наль­ны­ми пе­ре­ме­на­ми в тех­но­ло­гии на этом ис­то­ри­че­ском ру­бе­же от­ме­ча­ет­ся рез­кое из­ме­не­ние все­го об­ли­ка ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ры, а в свя­зи с пе­ре­делом руд­ных ис­точ­ни­ков про­ис­хо­дит смена тор­го­вых пу­тей, дес­та­би­ли­за­ция эт­нои­сто­ри­че­ской си­туа­ции в це­лом.

Так, начало железного века на территории лесных пространств Западной и Средней Европы (вне зоны античной цивилизации) связано прежде всего с так называемой гальштатской эпохой, поскольку в этом регионе бронзовый век сменяется эпохой железа первоначально только в районе гальштатской культурно-исторической общности. Последующее развитие древних культур на указанной территории в раннем железном веке происходит в условиях доминирования латенской культурно-исторической общности. Именно поэтому ранний железный век Западной и Средней Европы рассматривается ниже на примере этих общностей.

Для раннего железного века в Западной Европе характерна так называемая гальштатская культура, получившая это условное название в археологии от города Гальштатт в западной части Австрии, в окрестностях которого был обнаружен обширный могильник, содержавший в погребальном инвентаре древнейшие в Центральной Европе изделия из железа, датируемые Х—VI вв. до н. э. Здесь же обнаружены соляные копи (шахты) того же периода, в которых найдены многочисленные орудия труда, применявшиеся в то время в горном деле, в галереях копи были найдены хорошо сохранившиеся (из-за консервирующего действия микроклимата копей) трупы, одежда и орудия труда гальштатского времени.

ü Гальштатская и другие близкие к ней культуры были созданы племенами различного происхождения.

ü Для гальштатской культуры характерно ещё сосуществование железных и бронзовых орудий, причем находки позволяют проследить постепенное распространение обработки железа и вытеснение бронзы. Из железа раньше всего начали производиться предметы вооружения — мечи, кинжалы, боевые топоры, наконечники копии. Но очень скоро из железа начинают изготовляться и орудия труда.

Бронза остается основным материалом для производства металлической посуды (особенно сосудов) и разнообразных украшений. Некоторые металлические предметы защитного вооружения, требующие отливки (например, шлемы), также производились преимущественно из бронзы, так как железо умели только ковать.

Памятники гальштаттской культуры показывают быстрый прогресс племен Европы этого периода.

Занятия:

Ускоряется переход к плужному земледелию. Развивается горное дело (добыча металлических руд, соли), обработка дерева, бронзы, производство первых стеклянных изделий. Быстро распространяется неизвестный ранее в этой части Европы гончарный круг, что приводит к расцвету гончарного производства.

ü В общественных отношениях происходило разложение рода и переход к отношениям классового общества.

Поселения:

Жилища гальштатской культуры — деревянные столбовые дома, а также полуземлянки; встречаются и свайные поселения. Наиболее распространённый тип поселения — слабо укреплённое село с правильной планировкой улиц. Хорошо исследованы соляные шахты, медные рудники, железоплавильные мастерские и кузни.

Инвентарь:

Характерные предметы: длинные бронзовые и железные мечи с рукоятью в виде колокола или в виде дуги, повёрнутой вверх (т. н. антенна), кинжалы, топоры, ножи, железные и медные наконечники копий, бронзовые конические шлемы с широкими плоскими полями и с гребнями, панцири из отдельных бронзовых пластинок, которые нашивались на кожу, различной формы бронзовая посуда, особого типа фибулы, лепная керамика, ожерелья из непрозрачного стекла.

ü Искусство племён гальштатской культуры было преимущественно прикладным и орнаментальным и тяготело к богатой росписи, роскоши; разнообразные украшения из бронзы, золота, стекла, кости, фибулы с фигурками зверей, шейные гривны, бронзовые поясные бляхи с выбитым узором. Керамическая посуда — жёлтая или красная, с полихромным, резным или штампованным геометрическим орнаментом; большинство сосудов — круглые, имеют узкие горлышки, сильно расширенную середину тулова и небольшие плоские днища, причём часть сосудов украшена многоцветной росписью.

ü Иногда использовался гончарный круг. Появилось и образотворческое искусство: надгробные стелы, статуэтки из глины и бронзы, украшавшие посуду или составляющие композицию (каменная статуя хиршланденского бойца, бронзовая колесница из Штретвега со сценой жертвоприношения, мелкие статуэтки с изображением людей или животных); гравированные или тиснённые фризы на глиняной посуде, поясах и ситулах (бронзовые усечённо-конические вёдра) изображают пиры, праздники, воинов и хлеборобов, иногда людей или зверей, поединки, сцены войны и охоты, религиозные ритуалы.

Захоронения:

Для каждого из локальных типов гальштатской культуры характерны особенные формы похоронного обряда (хотя западногальштатская область отличается большей степенью однородности). В частности, иногда умерших хоронили в повозках и «домике мёртвых» под курганом.

ü Захоронения гальштатской культуры свидетельствуют о значительном социальном расслоении и выделении племенной знати.

ü Яркую картину общественной дифференциации дают изображения, выгравированные на бронзовых гальштаттских сосудах. Здесь можно видеть воинов—пехотинцев, колесничих, военачальников, пирующую знать и прислуживающих ей виночерпиев, пахаря, несущего с поля плуг на плече, и т. п.

ü Об общественной дифференциации говорят различия в погребениях и погребальном инвентаре, наличие массовых захоронений вместе с вождём его слуг и рабов и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: