От ледникового периода до БНР

Важность истории

 

— Ты где-нибудь видишь, чтобы тут вирус летал?

— Нет, Александр Григорьевич. Я… Я тут не вижу…

— Вот и не вижу никаких вирусов! А значит его нет!

Из интервью Лукашенко журналисту ОНТ

 

Зачем в практической инструкции по уничтожению Лукашенко вообще нужна история? Для людей, имеющих некоторые когнитивные особенности или просто не очень внимательных – я повторю ещё раз.

Эта книга написана для молодежи и только для неё. Членам ВКП (б) тут делать нечего. Априори. Вы уже и так наделали столько, что теперь нужно два-три поколения, чтобы за вами разгребать. Так что срочно закрывайте книгу, включайте погромче «Интернационал» и начинайте протирать портреты Ильича, попутно проклиная Америку и жидов. Ну, а мы пойдем дальше…

Эту маленькую и короткую интерлюдию под названием «история» я включил в книгу сознательно, хотя и довольно неожиданно. Изначально я вообще об этом не думал, но совершенно случайно мне пришлось проехать в поезде (в плацкартном вагоне), где рядом со мной ехали четверо студентов, предположительно 2-3 курса какого-то столичного ВУЗа. В силу отсутствия альтернативы, мне пришлось в течение нескольких часов слушать их довольно громкие разговоры.

Они обсуждали всё подряд. Новую песню Джонни Боя, увеличение оплаты за обучение, легализацию марихуаны, какую-то онлайн стратегию, глобальное потепление и почему «суки запретили курить в тамбуре» …

И вот, как-то неожиданно, на несколько минут возникла тема политики, обозначившаяся в неожиданном вопросе одного из парней, который буквально звучал следующим образом: «Да, я согласен, что совок – гавно, ты мне скажи, а что было до «совка»? Мы там, кажись, каким-то княжеством были? Или нет? Ну, в смысле, Беларусь наша».

    Тут же посыпались несколько версий от «вроде ВКЛ какое-то было» до «мы были под Россией, кажется». Поскольку по степени важности этот вопрос явно проигрывал теме – «сколько в месяц загребает Юра Дудь», то никто из студентов не потрудился открыть хотя бы Википедию и узнать, под какой-такой Россией мы были и, собственно, когда…

    Неожиданно для самого себя, я нагло влез в разговор и довольно витиеватым путем попытался выяснить, что вообще они знают про историю своей страны, а главное – про тот последний отрезок, когда мы находимся под пятой последнего фашиста Европы.

    И если полное отсутствие даже абстрактного представления про ту же Речь Посполитую я ещё кое-как проглотил, то вот незнание даже основных биографических составляющих человека, ошибочно именуемого президентом Беларуси, меня просто фраппировало. И это, уже не говоря про то, что ни один из них не ответил даже примерно на вопрос о белорусских деятелях, которые так или иначе циркулировали (либо продолжают) в сфере белорусской политики.

    Шушкевич, Кебич, Захаренко, Гончар, Завадский, Бебенин, Лебедько, Позняк, Статкевич, Санников, Милинкевич, Шейман, Павличенко, Сиваков… Про Винникову и Титенкова я уже спрашивать не стал. Отсутствие интереса к назначению нового министра МВД Караева, я принял, как само собой разумеющееся.

И дело было вовсе не в том, что ребята эти были глупые. Совсем нет! Просто они были аполитичные, равно, как и сотни тысяч других белорусских парней и девчонок. И всего лишь…

    Когда-то давным-давно автор одного из моих любимых детских произведений под названием «Дон Кихот» по имени Мигель де Сервантес высказал поистине глубокую мысль о том, что фальшивых историков необходимо казнить точно так же, как и фальшивомонетчиков. И в теории он был (вероятно) прав на все сто! Но это в теории. А на практике…

    Послушай, мой дорогой друг, что я тебе скажу и будь предельно внимателен, ибо скажу я вещь очень и очень важную. Буду ли я субъективен в своей оценке? Несомненно! Равно, как и любой другой человек, высказывающий свое мнение. Разница лишь в том, что это моё мнение и я, как ни странно, его полностью разделяю…

    Если тебе не нравится сегодняшний мир, который, вне зависимости от восприятия, довольно жесток и мерзок сам по себе… Ну что же. Все жалобы не ко мне. Это к Дарвину или там к Богу. А если ты апологет панспермии, то адресуй все свои претензии к зеленым человечкам из Альфа Центавры и спроси у них – какого такого хрена в 21 веке сирийских детишек до сих пор открыто поливают фосфорными бомбами…

    Можно долго спорить о природе человека, о смысле жизни, о причинности тех или иных исторических перипетий… Факт все равно останется фактом. На сегодняшний день человечество (в целом) находится на очень низкой эволюционной ступеньке своего развития и поделать с этим нечего нельзя. В глобальном аспекте, по крайне мере.

Тот факт, что мы до сих пор не победили Рак, СПИД, болезнь Паркинсона и хорею Гентингтона, а также методичное, сознательное и эффективное уничтожение озонового слоя Земли, что подразумевает смерть планеты в целом, наглядно доказывает, что мы не такие уж и «хомо сапиенс», какими себя считаем.

И именно в самой природе человека кроются многие простые ответы на, казалось бы, сложные и философские вопросы. Мы, дорогой друг, ещё вернемся к этой теме, а сейчас я хочу обратить твоё внимание на тот очевидный факт, что казнить лживых историков «по Сервантесу» не получится, ибо мы можем остаться без историков в принципе.

И дело даже не в том, что порою сложно провести грань между историческим фактом и тенденциозной профанацией. И даже не в том, что тех самых фактов становится тем меньше, чем глубже находится рассматриваемый исторический отрезок. Да и природа человека, хотя и коррелирует здесь напрямую, но и она не является магистральной.

Если брать ситуацию в целом, то люди (ученые, политики) искажают историю, как правило, по двум основным причинам, которые ты должен хорошо усвоить и осознать перед тем, как мы двинемся дальше. Конечно, здесь могут влиять такие аспекты, как отсутствие информации в целом, личностная тупость, обычная человеческая лень и прочее, прочее, прочее… Однако, повторюсь, основных причин искажения истории именно две.

Первую причину очень комплексно и репрезентативно нам раскрывает вариация когнитивного искажения под названием «Предвзятость подтверждения», суть которого очень проста.

Многие люди, имеющие какую-либо ортодоксальную точку зрения, пытаются, тем или иным образом, искать именно ту информацию, которая напрямую коррелирует с их убеждениями, отвергая (иногда бессознательно) всё то, что противоречит их взглядам, гипотезам или (в нашем случае) историческим интерпретациям.

Пример. Я – русский националист, который ненавидит кавказцев. Я повесил на стену «имперский флаг», накачал с торрента «правильной музыки», набил на спину огромное тату в виде «коловрата» и начинаю нести своё учение в массы.

Так вот, если такой как я увидит на Ютубе, как возле метро три дагестанца танцуют лезгинку и пристают к русской девушке (желательно светловолосой и с голубыми глазами), то это видео только укрепит меня в идее касательно того, что «Россия для русских», «Москва для москвичей» и так далее.

Если же по телевизору покажут новостной сюжет о сборной Дагестана по боксу, которая всем составом бросилась в горящий автобус, чтобы спасти (русских!) женщин и детей, рискую при этом своими жизнями… Такой сюжет я просто не замечу. Почему? Да потому, что в моем случае будет работать селективное восприятие информации.

То же самое происходит не только у историков. Этому искажению подвержена огромная человеческая прослойка, вне зависимости от пола, национальности, возраста или уровня интеллектуального развития.

Ты можешь быть русским историком Николаем Ивановичем Костомаровым, готовым «спать на шконке» за свои идеи панславизма. Можешь быть украинским историком Михаилом Сергеевичем Грушевским и написать аж десятитомную монографию с одной единственной целью – доказать всему миру, что русские и украинцы имеют абсолютно разную этническую историю (этногенез).

Ты можешь быть кем угодно! Предвзятость подтверждения, батенька, она как деменция. Стучит во все двери одинаково, не взирая на пятую графу твоего паспорта.

Касательно Беларуси, тут все намного хуже и сложнее. Общая историческая энтропия, разбавлена не только глубоким советским наследием, но и очень сложной геополитической обстановкой.

Наша с тобой страна, друг мой, находится на стыке двух огромных и по своей сути гетерогенных систем. С одной стороны – Европа (Запад, ЕС, НАТО). С другой стороны – бескрайняя Россия. В силу целого ряда исторических, культурных и национальных факторов эти игроки немножко по-разному смотрят на мир, не говоря уже о своем собственном положении на политической карте того самого мира.

И именно геополитический выбор человека (белоруса), как правило, определяет багаж и историческую предрасположенность при трактовке и без того не самой простой белорусской истории.

Если человек сторонник вступления Беларуси в ЕС и (скажем так) недолюбливает Путина, то исторические акценты будут скорректированы на ВКЛ, БНР и (вероятнее всего) на новую украинскую народную песню про российского президента с припевом «Ла, ла, ла». Праздноваться в этой семье (предположительно) будет день начала восстания 1863 года, а на полочке будет портрет Константина Калиновского.

Если же белорус из категории «Крым наш» или «Мы русские – с нами Бог», то вектор будет естественно смещен в сторону единой многовековой славянской истории и безграничной любви к большому брату. Что естественно, в приоритете будет празднование Витебского восстания 1623, а на полочке будет Гагарин, обернутый (предположительно) в Георгиевскую ленточку.

Именно поэтому я хочу, чтобы ты, мой дорогой друг, не попадал в эти тенденциозные, порою лживые, а зачастую вообще ничем не подкрепленные исторические сети. Помни одно! История не может быть плохой или хорошей.

История – это просто история и не более того. И только узколобый, однобокий и скажем прямо туповатый человек может выстраивать внешнюю политику или исповедовать какие-то политические взгляды в контексте каких-то там субъективных исторических обид.

Мы с тобой не имеем никакого отношения к преступлениям совершенным ублюдком Лукашенко. Равно, как и Ангела Меркель не отвечает за Гитлера, Обама не отвечает за работорговлю, а Путин никаким боком не стоит рядом со сталинскими репрессиями.

За исключением некоторых акцидентных (национальных) особенностей, все народы мира одинаковы по своей сути. Как, впрочем, и люди в целом. У всех у нас есть наши базовые потребности и все мы (за редким исключением) хотим жить мирно и в нормальной стране.

И поэтому, мой дорогой друг, если ты видишь, как кто-то громкое сетует на историю, обвиняя других в своих собственных проблемах или воспевает величие своей нации, смело плюй такому человеку прямо в рожу. Скажешь, что это не красиво? Согласен. Не красиво. Но для дела – один разок можно!

И не важно, про кого мы говорим. Про белоруса, украинца, русского, китайца или американца. Запомни, мой друг, на всю свою жизнь. Долбоёб – это, по сути, вненациональное понятие! А долбоебизм – это не этнический, а личностный приговор!

Также, есть ещё одна причина для вранья (исторического искажения). Я не буду долго акцентировать на ней своё внимание, ибо тут всё просто. Человек занимается однобокой трактовкой истории только потому, что получает от этого какую-то практическую пользу или выгоду.

Как правило, этим грешат абсолютно все политики, представители государственных СМИ и общественные деятели. Профит тут может быть разный, но матрица сама по себе структурно одинакова.

Кому-то нужны голоса на выборах для того, чтобы проскочить в парламент, а потом с помощью депутатской корочки спокойно выводить бабло через какой-нибудь офшорный Кюрасао. Кому-то хочется непомерного паблисити на телевидении и человек готов платить за это исторической профанацией. У кого-то очень узкие морально-этические и нравственные барьеры. Кто-то просто боится.

Ну, а если мы посмотрим на ситуацию через белорусскую призму, так тут ещё добавляется обычный национальный конформизм. И не более того.

Есть такое очень хорошее выражение: «Для того, чтобы защитить кандидатскую в Беларуси, надо сначала написать докторскую своему начальнику». Честно говоря, не вижу никакого смысла развивать эту мысль дальше. Тут, вроде бы, все должно быть понятно.

Касательно нашей с тобой ситуации, друг мой, я надеюсь, что ты уже осознал – я не политик и срать я хотел на голоса. Я белорусский революционер, чем очень даже горжусь! Именно белорусский!

Но вовсе не потому, что моё генеалогическое древо ведет прямиком к полоцким князьям. Просто я здесь живу и это мой дом. Здесь же я и родился. Так что, как ни крути, я не славянский, не советский и никакой другой революционер. Как говорят сраные билборды на МКАД – «Зроблена у Беларусi»

И именно по этой причине я искренне попытаюсь абстрагироваться даже от малейшей толики субъективной интерпретации белорусской истории. Также я обещаю вложиться буквально в пару страниц понятных и последовательных тезисов.

Кто-то спросит – а на хрена тут вообще эта история? Пошли сразу валить колхозного диктатора! Ну, что же. Валить диктатора – это хорошо. Тут я всегда «за».

Но перед тем, как кого-то валить, надо понимать – кого? За что? Почему? И главное – как вообще получилось, что такая мразь, как Лукашенко стала президентом страны, расположенной в географическом центре Европы?

И это, уже не говоря про тот факт, что только быдло может не знать или плевать на свою собственную историю. А чем меньше в нашей стране будет быдла, тем шире будут революционные полки, которые скоро очистят эту страну от фашизма. В общем, соберись. Мы начинаем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: