Проблемы некомпетентных доноров: этико-правовой аспект

Прижизненное изъятие органов должно базироваться на следующих двух основных этических принципах:

1. минимизация вреда, причиняемого донору;

2. добровольное и информированное донорство;

3. альтруизм (бескорыстие) — изъятие органов и тканей не должно рассматриваться как процедура купли и продаж.

Изъятие органов и (или) тканей у живого донора для трансплантации реципиенту допускается:

— если донор предупрежден о возможных осложнениях для его здоровья в связи с предстоящим оперативным вмешательством по изъятию органов и (или) тканей;

— если донор свободно и сознательно в письменной форме выразил согласие на изъятие своих органов и (или) тканей;

— если донор прошел всестороннее медицинское обследование и имеется заключение консилиума врачей-специалистов о возможности изъятия у него органов и (или) тканей для трансплантации.

Изъятие у живого донора органов допускается, если он находится с реципиентом в генетической связи, за исключением случаев пересадки костного мозга. Напоминаем, что эксплантация (изъятие) органов у живого донора возможна только при наличии родственной связи. Всегда ли в этом случае может быть обеспечена добровольность? Существует реальная опасность откровенного семейного давления и даже принуждения в отношении потенциального донора. Давление не всегда является явным, оно может носить характер завуалированного морального или психологического воздействия. Такое воздействие возможно в небольших этнических группах, где традиционно установлена большая ценность мужчин по сравнению с женщинами.

Существует еще одна спорная разновидность трансплантации от живого донора — фекальная трансплантация — это разновидность терапии, известной под названием бактериотерапия, при которой врачи используют природные возможности полезных бактерий для борьбы с патогенными микроорганизмами. Бактериотерапия не только помогает лечить инфекции, но и восстанавливает естественный баланс микроорганизмов в нашем теле, в противоположность антибиотикам. Технология трансплантации фекальной микробиоты стала подробно изучаться во второй половине ХХ века в США. Оказалось, что клизмы с калом здоровых людей помогают при ряде заболеваний кишечника, в том числе инфекционных, при сахарном диабете 2 типа и ожирении.

 

Моральные проблемы изъятия органов от трупа.

В исследованиях по биоэтике обычно рассматривают три типа забора органов от трупа, которые отличаются по моральному содержанию:

1. рутинный забор;

2. забор, основанный на презумпции согласия;

3. забор, осуществляемый через механизмы информированного согласия (презумпция

несогласия).

Рутинный забор (СССР) основан на практике, согласно которой власти могут по своему усмотрению распоряжаться телом умершего человека. Службы здравоохранения получают полномочия проводить вскрытие, забирать органы и ткани для разных целей. Тело умершего человека в данном случае трактуется как государственная собственность, которую медики могут использовать в общественных интересах. Данный подход соответствует утилитаристской этике, когда критерием морально оправданного действия служит наибольшее благо для наибольшего числа людей. Подобная практика морально ущербна, так как лишает человека права быть хозяином своего тела. Рутинный забор органов для пересадки затрагивает и моральные ценности семьи покойника, поскольку нарушаются традиции неприкосновенности останков и почтительного к ним отношения. Этот вид забора практиковался в советской системе здравоохранения с 1937 по 1992 год. Сегодня такой вид изъятия является неправомерным, поэтому правильнее будет характеризовать два оставшихся принципа.

Моральная оценка заборов органов и (или) тканей, основанных на презумпции согласия или несогласия, не столь однозначная, как при рутинном заборе, поскольку названные презумпции имеют как преимущества, так и недостатки.

Модель презумпции согласия (или предполагаемого согласия) отличается от рутинного забора тем, что констатируется отсутствие отказа от такого забора, хотя согласие и не испрашивается, но предполагается (неиспрошенное согласие).

Первая модель предполагает, что если человек при жизни не запретил пересадки своих органов или тканей при жизни, то он как и каждый россиянин вроде бы изначально «согласен», что его органы после смерти будут использованы для пересадки другим. В противном случае его родственники (законные представители) должны заявить о своем несогласии на забор его органов (тканей).

В соответствии со второй моделью презумпции несогласия забор материала проводится

только в том случае, если при жизни человек явно заявлял о своем согласии на изъятие органа, либо родственники четко выражают согласие на изъятие (в случае, когда умерший не оставил такого заявления). Иными словами, без явно выраженного согласия запрещено изымать органы умершего человека.

Первая модель — презумпция согласия — действует в нашей стране (ст. 8 закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека») и в некоторых других странах (Финляндии, Польше и др.). Вторая модель — презумпция несогласия — принята в США, Канаде, Германии, Нидерландах и др. Существуют и промежуточные модели, пытающиеся совместить некоторые черты обеих вышеназванных.

Презумпция согласия основана на коллективистской системе ценностей, согласно которой общество должно основываться на принципах взаимопомощи и взаимной заботы. Но еще одна предпосылка презумпции согласия состоит в том, что человек после смерти не властен над своим телом, так что общество может распоряжаться его органами. Презумпция несогласия в большей степени защищает индивидуалистические ценности: автономию личности, ее право на самоопределение, в том числе на распоряжение собственным телом после окончания жизни.

 

Этические проблемы трансплантации фетальных органов и тканей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: