Право: понятие, нормы, отрасли

Практическое занятие 2

1. Право: понятие, его функции и формы реализации;

Право — понятие юриспруденции, один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, принимаемых в установленном порядке гарантированных государством правил поведения, которые регулируют общественные отношения

Если следовать широкому значению функций права, то среди них можно выделить, например, такие:
- экономическая (право, устанавливая "правила игры" в экономической сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства и т.п.);
- политическая (право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.);
- воспитательная (право, отражая определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения);
- коммуникативная (право, являясь информационной системой, выступает способом связи между законодателем и обществом).

На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную (развитие общественных отношений) и охранительную функции.

Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер, ибо право с помощью этой функции призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей. Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые стимулы - поощрения, льготы, дозволения, рекомендации и т.п. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая простор для их активности, инициативы, предприимчивости.
Формами осуществления регулятивной функции выступают: определение соответствующих юридических фактов в гипотезах юридических норм; установление и изменение правового статуса субъектов права, того или иного типа правового регулирования; закрепление в законодательстве мер поощрений, льгот, привилегий, иных дозволений; фиксацию моделей правоотношений.

Охранительная функция реализуется с помощью правовых ограничений (обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений) и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать. Данная функция использует правовые ограничения, охраняющие и защищающие интересы лиц.
Формами осуществления охранительной функции права выступают: установление обязанностей, запретов, приостановлений, мер пресечения, мер принуждения; фиксация негативных санкций - наказаний и процедуры их реализации.

Регулятивная и охранительная функции находятся во взаимодействии и дополняют друг друга - каждая из них вносит свой вклад в упорядочение социальных связей.

Формы реализации:

Первой формой права стал правовой обычай – правило поведения, которое в результате многократного применения делалось привычкой, передавалось из поколения в поколение и позднее было санкционировано государством в качестве общеобязательного.

Второй формой права является судебный прецедент – решение по конкретному делу, которое является обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел или которое служит примерным образцом толкования закона, не имеющим обязательной силы.

Третьим источником права является нормативный договор – соглашение двух или более договаривающихся сторон, которое включает нормы права. Нормативные договоры бывают внутригосударственные и международные.

Источником в международном праве является международный договор. В соответствии с Конституцией РФ «международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы». Они могут относится к различным сферам общественной жизни, например торговле, экономике, военному сотрудничеству.

 

2. Нормы права и их виды;

 

Норма права – исходящее от государства и им же охраняемое общеобязательное, формальноопреде-ленное предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного установления и являющееся государственным регулятором общественных отношений.

Виды норм права:

1) в зависимости от содержания они подразделяются на:

исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.);

общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;

специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);

2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) - на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.;

3) в зависимости от их характера - на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

4) в зависимости от методов правового регулирования делятся на:

императивные (содержащие властные предписания);

диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);

поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);

рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);

5) в зависимости от времени действия - на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);

6) в зависимости от функций - на регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.) и охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических средств защиты);

7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм, - на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ) и специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц - пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);

8) в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы - на абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы; например нормы УК РФ, устанавливающие точный и исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность), относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения; например санкции статей Особенной части УК РФ, предусматривающие верхний и нижний пределы уголовного наказания) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств; например, установление нормами УК РФ различных видов наказания - лишение свободы, или исправительные работы, или штраф);

9) в зависимости от сферы действия - на общефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ), региональные (действуют на территории субъектов РФ - в республиках, краях, областях и т.п.) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации);

10) в зависимости от юридической силы - на правовые нормы законов и подзаконных актов;

11) в зависимости от способа правового регулирования - на управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия, например принять завещание, требовать исполнения обязательств), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например возместить убытки, уплатить квартплату, возвратить в библиотеку книги) и запрещающие (не разрешающие производить определенные действия, например нарушать правила дорожного движения, совершать хищения);

12) в зависимости от субъектов правотворчества - на нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).

Таким образом, нормы права многообразны. Это связано с многообразием общественных отношений, которые данные нормы призваны регулировать.

 

3. Источники права;

Источник (форма) права - внешняя форма выражения и закрепления норм права. Формирование норм права (правотворчество) может осуществляться государством путём принятия нормативных правовых актов, в других случаях государство придаёт правилу характер правовой нормы путём санкционирования.

 Различают четыре основных вида источников (норм) права:
1. Правовой обычай.
2. Судебный прецедент.
3. Нормативный правовой акт.
4. Нормативный договор.

С некоторой долей условности к источникам права можно отнести юридическую доктрину, в некоторых правовых системах источником права являются религиозные произведения или даже "революционное правосознание", в Древнем Риме источником права были ответы и сочинения юристов.

 

4. Отрасли и система права.

Система права – это строение права, его подразделение на отрасли и институты. В основе деления на отрасли лежит разнообразие существующих в стране общественных отношений, которые составляют предмет правового регулирования. Определенный вид общественных отношений регулируется соответствующими юридическими нормами, которые группируются в зависимости от предмета регулирования в отрасли права.

Правовой институт - это совокупность норм, регулирующих отдельные виды общественных отношений.

Обычно институт права целиком входит в состав соответствующей отрасли (например, институт договора купли-продажи в состав гражданского права). Отличие института от отрасли в том, что он регулирует не всю совокупность соответствующих общественных отношений, а лишь различные стороны, особенности одного конкретного отношения.

Подотрасль права объединяет несколько институтов одной и той же отрасли. Внешним выражением подотрасли является наличие в ней такой группы норм, которая содержит общие принципиальные положения, присущие нескольким (но не всем) правовым институтам данной отрасли. Таково авторское право в системе гражданского права.

Отрасль права – это совокупность связанных между собой норм, регулирующих общественные отношения в определенной сфере жизни общества. Таким образом, отрасли права различают во-первых по предмету своего регулирования, во-вторых по методу правового регулирования. Метод правового регулирования – это совокупность способов, средств, приемов, посредством которых право воздействует на общественные отношения.

Отрасли права можно классифицировать следующим образом на три группы:

Ø профилирующие, базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы. Это конституционное право, затем гражданское, административное, уголовное право, соответствующие им процессуальные отрасли - гражданско-процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное право. В этой группе сконцентрированы главные, первичные с правовой стороны юридические средства регулирования.

Ø Специальные отрасли, где правовые режимы приспособлены к особым сферам жизни общества: трудовое право, земельное право, финансовое право, право социального обеспечения, семейное право, исправительно-трудовое право.

Ø Комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей: хозяйственное право, сельскохозяйственное право, природоохранительное право, экономическое право, право прокурорского надзора, морское право

 

5. Правоотношение. Юридический факт.

Правоотношение - это общественное отношение, урегулиро­ванное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности.

Субъекты правоотношений - это их участники, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обя­занностями.

Выделяют два вида субъектов правоотношений: индивидуаль­ные и коллективные.

К индивидуальным субъектам относятся физические лица:

ü граждане;

ü лица, обладающие двойным гражданством;

ü лица без гражданства;

ü иностранцы.

К коллективным субъектам относятся:

1) государство в целом (когда, например, оно вступает в международно-правовые отношения с другими государствами, в кон­ституционно-правовые - с субъектами Федерации, в гражданско-правовые - по поводу федеральной государственной собственнос­ти и т.п.);

2) юридические лица (государственные организации, негосударственные организации).

Субъектами правоотношений являются физические и юриди­ческие лица, обладающие правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность - это установленная (признанная) законом возможность субъекта быть носителем прав и обязанностей, пред­посылка существования субъективного права, но не само субъек­тивное право. Способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. Дееспособность - это установленная (признанная) законом возможность лица своими собственными действиями приобретать и осуществлять права и обязанности.

Дееспособность связана с психическими и возрастными свойства­ми человека и зависит от них. Правоспособность реализуется по­средством дееспособности.

Совокупность правоспособности и дее­способности образует правосубъектность лица, которая наступа­ет в определенный момент, связанный с возрастом физического лица, организацией (образованием) юридического лица. Именно правосубъектность характеризует лицо как субъекта права.











Юридические факты.

Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает возникновения, изменения и прекращения правовых отношений. Юридические факты подразделяются в связи с волей субъекта на события и действия.

1. События - это юридические факты, происходящие независимо от воли и сознания людей (стихийное бедствие, смерть, истечение срока и т.п.).

2. Действия - это юридические факты, наступление которых зависит от воли и сознания людей.

По юридической природе действия делятся на правомерные и неправомерные (противоправные).

Правомерные действия - это юридические факты, которые влекут за собой возникновение у лиц юридических прав и обязанностей.

v Правомерные действия подразделяются на юридические акты (действия, совершаемые с намерением породить юриди­ческие последствия) и юридические поступки (фактические правомерные действия, не противоречащие праву, приводящие к юридическим последствиям независимо от намерений лица, их совершающего).

v Неправомерные действия (правонарушения) - это юридические факты, которые противоречат требованиям правовых норм. К неправомерным действиям относятся: дисциплинарные проступки, административные правонарушения, гражданские право­нарушения (деликты), преступления.

Такая краткая характеристика юридических фактов, являющихся необходимой предпосылкой правоотношений.

 

 

 

Составить ответы на вопросы ПЗ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: