Этапы исторического развития и становления учения о безопасности жизнедеятельности

В развитии научного направления БЖД можно выделить два этапа:

1-й этап начался с древних времен и продолжался до конца 20 ст. Он характеризуется накоплением «горького» опыта, выработкой нормативов, формированием технических методов и научных направлений, связанных с БЖД. Знаменитый медик эпохи возрождения Парацельс, немецкий доктор и металлург Агрикола, М. В. Ломоносов изложили вопросы безопасности в горном деле.

2-й этап начался с конца 20 ст. и продолжается до сих пор. Он предполагает комплексное использование достижений различных наук, в том числе математического (компьютерного) и других видов моделирования с целью принятия превентивных мер безопасности. Второй этап связан с деятельностью профессоров С. В. Белова и О. Н. Русака, сумевших объединить различные научные дисциплины в единое научное направление БЖД.

 

Актуальность учения о безопасной жизнедеятельности на современном этапе исторического развития.

Проблема безопасности жизнедеятельности (БЖД) человека и всего общества в современных условиях приобрела особую актуальность.

В последние десятилетия ХХ века резко возросла численность аварий, катастроф, ДТП, в которых погибает или теряет здоровье и работоспособность большое кол-во людей.

По данным ВОЗ смертность в результате несчастных случаев занимает 3-е место в мире после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Если от общих заболеваний умирают преимущественно пожилые люди, то от несчастных случаев преимущественно погибает работоспособная молодежь.

Таким образом, актуальность проблем БЖД в настоящее время определяется рядом причин. 3 основных:

1) нарушение экологического равновесия природной среды в результате чрезмерного антропогенного воздействия на биосферу;

2) рост числа техногенных аварий и катастроф при взаимодействии человека со сложными техническими системами;

3) социально-политическая напряженность в обществе.

 

Возникновение и развитие учения о безопасности жизнедеятельности дошкольников. Актуальность проблемы формирования культуры безопасности у ребенка дошкольного возраста.

Причинами возникновения и формирования учения о безопасности жизнедеятельности являются потребности общества и человека в защите от опасностей.

Потребности общества:

- сохранение здоровья и трудоспособности членов общества;

- защита членов общества от естественных опасностей;

- сохранение или рациональный рост численности членов общества в условиях воздействия опасностей от внешних причин.

Потребности человека:

- физиологические потребности в пище;

- в продолжение рода;

- в безопасности;

- в социальных связях (включенность в сообщество, любовь близких);

- в уважении, одобрении, признании;

- в духовном развитии.

Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Мы понимаем, что то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди часто повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.

 

Задачи и принципы деятельности педагога по формированию культуры безопасности у дошкольников

Задачи:

- формировать у дошкольников представления об опасных и вредных факторах;

- воспитывать навыки адекватного поведения в различных жизненных ситуациях;

- развивать потребность и желание приобретать новые знания о правилах безопасного поведения;

- учить детей пользоваться полученными знаниями на практике;

- использовать различные средства и формы работы по воспитанию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста.

Принципы организации работы по формированию безопасного поведения – системность, интеграция, преемственность между дошкольной организацией и семьей, доступность содержания, возрастная адресованность.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: