Цели, задачи, содержание учения о безопасной жизнедеятельности

Безопасность жизнедеятельности – область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания. Цели: - формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешних факторов и причин; - создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения. Задачи БЖД: 1. идентификация (распознавание и количественная оценка) негативных воздействий среды обитания; 2. предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека; 3. защита от опасности; 4. ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов; 5. создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

Основная задача дисциплины – вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками.

 

Понятие опасности, условия ее возникновения и реализации.

Понятие «опасность» - свойство человека и окружающей среды, способность причинять ущерб живой и неживой материи. Источником опасности может быть все живое и неживое, а подвергаться опасности также может все живое и неживое Источниками (носителями) опасностей являются естественные процессы и явления, техногенная среда и действия людей. Опасности реализуются в виде потоков энергии, вещества и информации, они существуют в пространстве и во времени. Опасными могут быть все объекты, которые содержат энергию (любые явления) или опасные вещества. Опасности появились одновременно с возникновением материи и будут существовать вечно.

Различают опасности естественного, техногенного и антропогенного происхождения. Естественные опасности обусловливают стихийные явления, климатические условия, рельеф местности и т. п. Землетрясения, извержения вулканов, бури, ураганы, обвалы, лавины и др. часто сопровождаются травмированием и гибелью людей. Антропогенные и техногенные опасности обусловлены деятельностью человека. Опасности, создаваемые техническими средствами, называют техногенными, а антропогенные опасности возникают в результате ошибочных или несанкционированных действий человека или группы людей. Опасности по вероятности воздействия на человека и среду обитания разделяют на потенциальные, реальные и реализованные.

 

Поле опасности.

Поле опасностей – совокупность опасностей в пространстве около объекта защиты.

Поле опасностей в окружающей человека среде состоит из опасностей первого, второго, третьего и т. д. кругов. Опасности 1-го круга угрожают непосредственно человеку и связаны с:

– климатическими и погодными изменениями в атмосфере и гидросфере;

– отсутствием естественной освещенности земной поверхности солнечным излучением;

– содержанием вредных примесей в атмосферном воздухе, в воде и продуктах питания;

– недостаточной подготовкой работающих и населения по вопросам безопасности жизнедеятельности.

Сюда же относятся и чрезвычайные опасности, возникающие при стихийных явлениях и техногенных авариях в селитебных зонах и на объектах экономики.

Основное влияние на объект защиты (человека) оказывают факторы первого круга.

Факторы 2-го круга влияют в основном на другие объекты защиты (здания и сооружения, промышленные территории и т.п.).

Опасности 3-го круга оказывают всеобщее влияние на население регионов и крупных городов, континентов и все население Земли. Опасности 2-го и 3-го круга могут воздействовать на каждого человека, усиливая влияние первого круга опасностей.

Причины возникновения опасностей второго круга: наличие отходов производства и быта; недостаточное внимание общества к требованиям безопасности при разработке технических средств; слабая подготовка руководителей производства в вопросах безопасного проведения работ.


Причины опасностей 3-его круга: отсутствие необходимых знаний и навыков у разработчиков при проектировании технологических процессов, технических систем, зданий и сооружений; отсутствие эффективной государственной системы руководства вопросами безопасности в масштабах отрасли экономики всей страны; недостаточное развитие подготовки научных и руководящих кадров в области безопасности жизнедеятельности и др.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: