Департамент образования и науки Кемеровской области
Областная научно-практическая конференция исследовательских и прикладных работ
«Мы – будущее Кузбасса (юниор)»
Секция «Химия. Биология. Экология. Психология»
Тема работы
Изучение особенностей жизнедеятельности скворцов
Автор:
Савинова Полина Викторовна, 8 класс
МБОУ «Искитимская средняя общеобразовательная школа» п.ст. Юрга-2-ая
Научный руководитель:
Котегова Ольга Александровна,
учитель биологии
высшая квалификационная категория
Кемерово 2012
Оглавление стр.
Введение 3
Гл.ΙΙ. Материал и методика исследования
Гл. ΙΙΙ. Содержание работы
Выводы
Список литературы
Приложения
Введение
Скворец - некрупная птица, длина которой около 230 мм, а вес 75 г. Тело у птицы массивное, шея короткая. Четырехпалые сравнительно длинные ноги толстые и сильные, снабженные большими изогнутыми когтями. Острый клюв тонкий и длинный, слегка изогнутый вниз. Хвост короткий, почти прямой на конце. Оперение взрослой недавно полинявшей птицы черное с ярким металлическим отливом.
Распространен обыкновенный скворец в Европе (к северу до полярного круга), на юго-западе Сибири (к востоку до Байкала), в Средней и Передней Азии до Западной Индии включительно, а также на севере Африки — на территории севера Марокко, Алжира и Туниса. Из северных пределов ареала на зиму скворцы улетают в теплые страны; птицы, гнездящиеся на юге, ведут оседлый образ жизни. Зимуют на севере Африки, в Западной и Южной Европе, на юге Средней Азии и в Передней Азии.
Обыкновенный скворец - одна из наиболее рано появляющихся у мест гнездования птиц: в среднюю полосу России весной прилетает в марте. Прилетев на родину, скворцы тотчас занимают свои излюбленные места обитания: разреженные леса, лесостепи, степи, предгорья. При этом птицы повсеместно тяготеют к культурному ландшафту и берегам водоемов. Первые дни после прилета птицы держатся стаями. Ежедневно много времени скворцы тратят на отыскивание подходящих для устройства гнезд мест, а найдя, начинают петь около них. Песня у скворца громкая и по-весеннему веселая. Скворцы - искусные пересмешники.
Скворцы могут гнездиться как отдельными парами, так и большими колониями. Эти птицы чрезвычайно неприхотливы в выборе места для гнезда. Они гнездятся в дуплах деревьев, в расщелинах скал, в уступах каменистых обрывов, в основаниях больших гнезд хищных и крупных вороновых птиц, в расширенных норах береговых ласточек, в норках щурок, под крышами домов, в пустотах полуразвалившихся глиняных построек и т. п. Охотно заселяют скворечники. Полость дупла или другого избранного птицами места обе птицы пары обильно вымащивают мягкими материалами, состоящими из нежных стебельков трав, высохших листьев злаков, перьев птиц. Кладка состоит обычно из 5—6 ярко-голубых яиц. В течение 13 — 15 дней самец и самка поочередно насиживают кладку. Вылупившихся птенцов также выкармливают оба родителя, прилетая к гнезду с кормом около 300 раз в день (вместе). Трехнедельные птенцы оставляют гнездо и начинают перепархивать с дерева на дерево. В это время их обычно докармливает один самец, а самка приступает ко второй кладке. Впрочем, вторая кладка бывает не везде. Через неделю после вылета из гнезда птенцы становятся вполне самостоятельными и переселяются в долины рек, а самец возвращается к самке, которую кормит в гнезде во время насиживания кладки (как и при первом выводе птенцов), а после вылупления птенцов вместе с самкой выкармливает их. После вылета из гнезд птенцов второй кладки скворцы объединяются в большие стаи. В конце августа — начале сентября происходит отлет птиц на зимовки.
Кормятся скворцы чаще на земле: они схватывают разнообразных жуков, гусениц совок, различных прямокрылых. Весной скворцы вместе с грачами «ходят за плугом» во время вспашки полей, выбирая из перевернутых пластов земли дождевых червей и личинок жуков, обитающих в почве. Скворцы охотно поедают также и растительную пищу, особенно часто в конце лета и осенью, когда птицы нередко прилетают в сады покормиться сочными ягодами вишен, черешен, а также ягодных кустарников. Во время осенних перелетов и на зимовках часто питаются виноградом. В некоторых случаях они «снимают» в саду почти весь урожай. Однако вред их в этом случае носит местный и временный характер. Поедая в большом количестве различных вредных для сельского хозяйства насекомых и ими же выкармливая птенцов, скворцы приносят несомненную пользу[1].
Изучение жизнедеятельности скворцов представляет интерес, так как эти птицы всегда соседствуют с человеком, и в то же время человек совсем не имеет представления об особенностях жизнедеятельности этих птиц, их значении в природе и жизни человека.
Цель исследовательской работы: изучить особенности жизнедеятельности скворцов, связанные с их обитанием возле жилища человека.
Задачи:
1.Изучить литературу по теме исследования.
2.Освоить методику наблюдений за скворцами.
3.Разработать вопросы анкеты и провести анкетирование среди обучающихся Искитимской школы.
4.Обработать полученные результаты исследования и сделать выводы.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение, что жизнедеятельность скворцов основана на их приспособленности жить в тесной связи с жизнью человека.
Гл.ΙΙ. Материал и методика исследования
Исследование особенностей жизнедеятельности скворцов проводилось с конца марта по июль 2010 года.
Материалом для исследования явились скворцы, гнездившиеся около жилища автора исследования.
Методами исследования явились метод визуального наблюдения, фиксирования и обработки данных, графический метод для иллюстрирования полученных результатов [А.Н.Промтов,1949].
Проводилось фотографирование объектов исследования и процессов их жизнедеятельности (Приложение 3, фотографии 1-11).
Было проведено анкетирование обучающихся в 5-11 классах школы в количестве 126 человек (среди них 59 мальчиков и 67 девочек) с целью выявления отношения опрашиваемых к скворцам. Анкета составлена автором исследования (Приложение 1).
Гл. ΙΙΙ. Содержание работы
Описание наблюдаемого участка
Скворечник расположен по улице Заводская возле кирпичного жилого дома. Прикреплен на высоте примерно 3,5 м. Изготовлен в 2009 году весной. Недалеко расположен лес, около леса находятся пруд и болото.Напротив скворечника расположена небольшая поляна, около скворечника растут черемуха, рябина, за забором сирень. Вокруг много огородов. Недалеко есть свалка мусора.
2.Наблюдения за поведением скворцов сведены в таблицу 1(Приложение 2)
Были проведены наблюдения за временем прилета и отлета скворцов во время кормления птенцов (Таблица 2,приложение 2). Скворцы очень часто носят корм птенцам.
Результаты анкетирования обучающихся обработаны и сведены в таблицы (Приложение 3). По полученным данным построены сводные таблицы (табл.3- 10)
У 40,5% опрошенных школьников скворцы возле дома не селятся, и это объяснимо, многие живут в многоэтажных домах. У 39,7% школьников (большинство обучающихся 10-х и 11-х классов) скворцы возле дома селятся. 19,8% школьников дали свой вариант ответа, т.е. уточнили, что скворцы селятся иногда (5ответов), некоторые школьники не замечают скворцов (3 ответа), некоторые живут не в частных домах, а скворцы селятся возле частных домов их близких родственников(6 ответов), скворцы только «прилетают и улетают»(2 ответа), далеко от дома(1 ответ), «не знаю»(1 ответ). Любовь населения России скворец заслужил не только за его задорную песенку, но также и за то, что он уничтожает многих насекомых — вредителей полей, садов и огородов. Люди вывешивали скворечники возле домов с целью привлечения этих птиц.
66,7% школьников скворцы нравятся, из них больше всего обучающимся 5-х классов. 11,9% скворцы не нравятся, больше всего таких ответов дали обучающиеся 6-х классов. Среди своих вариантов ответов встречаются такие, как «не очень, прыгают и шумят», кому-то нравятся «только воробьи»(5 класс), пяти шестиклассникам эти птицы нравятся «иногда»(6 класс), один семиклассник «забыл, как выглядит эта птица», а 3 девочки «не задумывались над эти вопросом», одна «не знает», одной «не очень» нравится эта птица. Двум мальчикам 8 «б» класса «все равно» и еще 5 человек 8 «а» класса не проявили интереса к этой птице. Двум мальчикам 9 «а» класса также «все равно» и 2 девочки 10-11 классов «не задумывались над этим вопросом», а одна десятиклассница не знает, «как выглядит эта птица».
Скворцов всегда ждут с нетерпением, человек никогда не лишит скворца своей симпатии. Ведь не за недостатки был завезен скворец в Северную Америку, на юг Африки, в Австралию и Новую Зеландию. Эта птица всегда была не просто спутником человека и защитником его урожая, но и моральным помощником. Скворец - птица особая, и доброе отношение к нему будет сохраняться как традиция[9].
Наблюдают за скворцами мало человек -21,4% опрошенных. Самые наблюдательные - обучающиеся 6- классов(33,3 %). 52,4% опрошенных школьников не наблюдают за скворцами. 26,2% школьников дали свой вариант ответа. В основном школьники наблюдают за скворцами «редко», «иногда»-23 ответа, большинство из них- это обучающиеся 7 классов, два человека ответили «когда увижу- смотрю» и только одна девочка 10 класса «не видела скворца в глаза».Это хорошо, что школьники обращают внимание на скворцов, на их поведение. Это развивает в них наблюдательность, чувство прекрасного, побуждает желание побольше узнать об окружающем мире природы.
Скворцы не мешают 92,1% опрошенных школьников, в их число не вошли 3 мальчика 9 «а» класса(15%)-это 2.4% всех опрошенных школьников.5,5% дали свой вариант ответа: один пятиклассник «не задумывался», одному мальчику из 5 «б» класса «с ними очень весело», одной девочке мешают «иногда» и одна «не сталкивалась». Одной девушке из 11 класса мешают, «когда утром около дома поют» и 3 человека из 5 (девочка) и 8 (два мальчика) классов ответили «иногда». Среди ответов не было выявлено негативного отношения к скворцам, а отрицательные ответы можно связать с чувством дискомфорта или плохим настроением.
87,1% опрошенных школьников не сталкивались со случаями уничтожения скворцов.11,0% были свидетелями того, как в скворцов стреляли из рогаток. Среди своих вариантов одна девочка из 5 класса ответила, что не «может смотреть», скорее всего, как уничтожают скворцов. Среди ответов не было таких, которые свидетельствуют о вреде от скворцов на огородах, из-за чего люди их могут уничтожать. Некоторые люди обижаются на скворцов за то, что они срывают верхушки молодых помидоров. А ведь они нужны им для дезинфекции. На огородных участках можно увидеть что некоторые всходы огурцов выдернуты с корнем. Это делает скворец: схватит клювом растеньице, потрясет головой, поднатужится и выдернет, а в образовавшуюся ямку сунет клюв — червяков там ловит. Многие люди хотя и сердятся на птицу, но скворечник все же не трогают. Просто натягивают над грядкой проволоку и навешивают на нее полоски из ткани, полиэтилена. Вред птиц строго локализован в пространстве и времени, и поэтому потери от птиц поддаются значительному восстановлению без тотального уничтожения птиц. Помощь скворцов в уничтожении вредных насекомых очень весома.
К сожалению,92,2% не знает о пользе скворцов для человека.Орнитолог О. Дмитриев в своей статье «Скворец: друг или враг?» [http://www.kovbasa.net/index.php], писал, что эта «небольшая черная птичка» - предмет многолетнего спора специалистов. О пользе и вреде скворца нет единого мнения, хотя большинство людей высказывается в его защиту. Пользу или вред тех или иных птиц бывает трудно определить по той причине, что одна и та же птица в разное время года питается совершенно различными кормами[9]..
88,9% опрошенных школьников ничего не знают о пользе скворцов для природы.Скворцы, как и другие насекомоядные птицы истребляют вредных насекомых. Многие птицы (скворцы, куропатки, дрозды, рябчики, тетерева) осенью и зимой питаются только ягодами и разносят повсюду семена рябины, черемухи, терна, калины, крушины, бузины, малины, голубики, брусники. Защищенные плотной оболочкой, эти семена проходят через пищеварительный канал пернатых, причем благодаря стимулирующему действию желудочного сока их всхожесть значительно повышается.
39,7% школьников изготавливают скворечники, а 36,5% не делают этого.23,8% дали свой вариант ответа, восемь человек изготавливают скворечники редко, 6 человека изготавливали их раньше, у 6 человек этим занимаются только родители или близкие родственники. Одна девушка из 11 класса имеет желание изготовить скворечник. Вывешивание скворечников в День птиц было в России национальной традицией. Но сейчас происходит резкое падение численности скворцов. Виной тому - наше равнодушие к судьбе этих общительных и неутомимых птиц. В природе найти подходящее для гнезда укрытие скворцам всегда трудно. Дупло должно находиться на опушке недалеко от мест, пригодных для добывания корма. Далеко вглубь леса скворцы никогда не проникают. Такие естественные дупла, как правило, в дефиците. Старые скворечники стали ветхими, многие уже развалились. Скворцам просто негде стало гнездиться. Ведь изготовить скворечник и повесить его в подходящем месте совсем не сложно.. Важно лишь, чтобы домик был расположен повыше от земли (6—8 м вполне хватит). Внутренняя площадь гнездовья должна быть 20 на 20 см, а леток диаметром в 5 см[8].
Выводы
1.Скворцы - некрупные птицы, оперение черное с ярким металлическим отливом, селятся возле жилища человека в искусственных гнездовья, так как в природе найти подходящее для гнезда укрытие скворцам всегда трудно. Помогают уничтожать вредителей огорода, радуют весенней песней.
2.При сравнении собственных наблюдений с данными литературы оказалось, что различий в особенностях жизнедеятельности нет. Изучение жизнедеятельности скворцов показало, что их жизнь тесно связана с поселением человека, главный фактор - наличие искусственного гнездовья и кормовой базы.
3. Результаты анкетирования показали:
-у 40,5% опрошенных школьников скворцы возле дома не селятся, и это объяснимо, многие живут в многоэтажных домах. У 39,7% школьников (большинство обучающихся 10-х и 11-х классов) скворцы возле дома селятся;
-66,7% школьников скворцы нравятся, из них больше всего обучающимся 5-х классов;
-наблюдают за скворцами 21,4% опрошенных. Самые наблюдательные - обучающиеся 6- классов(33,3 %). 52,4% опрошенных школьников не наблюдают за скворцами;
- скворцы не мешают 92,1% опрошенных школьников, в их число не вошли 3 мальчика 9 «а» класса(15%)-это 2.4% всех опрошенных школьников;
-87,1% опрошенных школьников не сталкивались со случаями уничтожения скворцов.11,0% были свидетелями того, как в скворцов стреляли из рогаток;
- 92,2% не знает о пользе скворцов для человека;
-88,9% опрошенных школьников ничего не знают о пользе скворцов для природы. Необходима просветительская работа о живых организмах, соседствующих с человеком;
-39,7% школьников изготавливают скворечники, а 36,5% не делают этого.
Таким образом, гипотеза о том, что жизнедеятельность скворцов основана на их приспособленности жить в тесной связи с жизнью человека. подтвердилась.






