Протоиерей Олег Чебанов

Искусство церковной проповеди

 

Учебно-методическое пособие по гомилетике.

 

Часть I. Справочные материалы.

 

 

Формат 60х84 1/16. Объем 6,26 усл.печ.л..

Гарнитура Arial

 

Отпечатано в полиграфической лаборатории Курской

 православной духовной семинарии

(305021, г.Курск, ур. Знаменская роща, ул. Прогулочная, 71-а)

 


[1] Правила Святых Апостол и Святых Отец с толкованиями. – М.: Издание Общества любителей духовного просвещения, 1876 г., - репринтное издание. – М.:: Паломник, 2000. – с.118 – 120

 

[2] Иоанн Зонара, знаменитейший византийский историк и канонист, жил в первой половине 7 века и первоначально занимал важные придворные должности в Константинополе, но потом принял монашество и предался ученым занятиям. Плодом этих занятий было, "Изъяснение священных и божественных правил святых и славных апостол, священных соборов вселенских и поместных, или частных и прочих св. Отец". Зонара первый отступил от употреблявшегося до того времени порядка соборов, принятого во 2 правиле 6 Вселенского собора и поставил, прежде всего, правила соборов вселенских, за ними поместных и после св. отец. Зонару Вальсамон называет превосходнейшим и некоторые его толкования такими, лучше которых и быть не может (Афан. Велик. К Аммуну), а один неизвестный грек замечает, что дивный Зонара истолковал церковныя правила самым ясным и благочестивым образом. Толкований Зонары на правила св. Григория Нисского, Тимофея, Феофила и Кирилла, Александрийских не сохранилось, а может быть и совсем не было.

 

[3] Алексий Аристин - номофилакс и эконом великой Константинопольской церкви,толкователь церковных правил, живший после Зонары в том же 12 веке писал толкования на сокращенные правила. Самое сокращение сделано прежде Аристена, и им не везде одобряется (напр. Ап. 75, Анк. 19). Сокращенный текст правил изъясняет Аристен; сообразно с сим и толкования его большею частью кратки. В некоторых случаях они содержат только опущенные в сокращении части полного правила (напр. 6 Всел. 53 и др.). Ясные правила оставлены без толкований с прибавлением: ясно, или: "это правило ясно", или и без прибавления.

[4] Феодор Вальсамон знаменитейший из греческих канонистов последней половины 12 века. Уроженец Константинополя, Вальсамон был первоначально диаконом патриаршей церкви в Константинополе, номофилаксом и хартофилаксом патриаршим, и игуменом Влахернским. Важнейшею из этих должностей была должность хартофилакса, который считался устами и оком патриарха и его правою рукой. В царствование Исаака Ангела Вальсамон возведен на Антиохийский патриарший престол. Но Вальсамон не занял престола в Антиохии, находившейся в то время во власти латинских крестоносцев и был вынужден исполнять обязанности патриарха Антиохийского, пребывая в Константинополе. Из многих канонических сочинений Вальсамона важнейшее - "Изъяснение священных и божественных правил Святых и Всехвальных Апостол и священных соборов Вселенских и поместных или частных и прочих святых отец, и при сем указание законов, действующих и недействующих, содержащихся в четырнадцати титулах, помещенных пред правилами, составленное по повелению царскому и патриаршему".

 

[5]  Правила Святых Вселенских Соборов с толкованиями. – М.: Издание Общества любителей духовного просвещения, 1877 г., - репринтное издание. – М.:: Паломник, 2000. – с.342 - 347

 

[6] Тихомиров Т., свящ. На приходе. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2002. – с. 454 - 495



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: