От Матфея > Глава 24 > Стих 12:
и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь;
От Иоанна > Глава 13 > Стих 35:
По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
1-е Петра > Глава 4 > Стих 8:
Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов.
2-е Петра > Глава 1 > Стих 7:
в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.
1-е Иоанна > Глава 2 > Стих 5:
а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем.
1-е Иоанна > Глава 3 > Стих 16:
Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев.
1-е Иоанна > Глава 3 > Стих 17:
А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, -- как пребывает в том любовь Божия?
1-е Иоанна > Глава 4 > Стих 7:
Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога.
1-е Иоанна > Глава 4 > Стих 8:
Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.
|
|
1-е Иоанна > Глава 4 > Стих 9:
Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него.
1-е Иоанна > Глава 4 > Стих 10:
В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.
1-е Иоанна > Глава 4 > Стих 12:
Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.
1-е Иоанна > Глава 4 > Стих 16:
И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.
1-е Иоанна > Глава 4 > Стих 17:
Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он.
1-е Иоанна > Глава 4 > Стих 18:
В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.
2-е Иоанна > Глава 1 > Стих 6:
Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней.
К Римлянам > Глава 13 > Стих 10:
Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.
К Римлянам > Глава 5 > Стих 8:
Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.
1-е Коринфянам > Глава 13 > Стих 4 - 8:
4. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
5. не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
6. не радуется неправде, а сорадуется истине;
7. все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
8. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
|
|
1-е Коринфянам > Глава 13 > Стих 13:
А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.
1-е Коринфянам > Глава 16 > Стих 14:
Все у вас да будет с любовью.
1-е Коринфянам > Глава 8 > Стих 1:
О идоложертвенных [яствах] мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает.
Книга К Галатам > Глава 5 > Стих 6:
Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.
К Галатам > Глава 5 > Стих 13:
К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу.
К Галатам > Глава 5 > Стих 22:
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
К Ефесянам > Глава 4 > Стих 2:
со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью,
К Колоссянам > Глава 3 > Стих 14:
Более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства.
2-е Фессалоникийцам > Глава 1 > Стих 3:
Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами,
2-е Фессалоникийцам > Глава 3 > Стих 5:
Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово.
1-е Тимофею > Глава 1 > Стих 5:
Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры,
1-е Тимофею > Глава 1 > Стих 14:
благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась [во мне] обильно с верою и любовью во Христе Иисусе.
2-е Тимофею > Глава 1 > Стих 13:
Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе.
«Отечник проповедника» игумена Марка (Лозинского) [2] .
Жизнь святых отцов во все времена была и будет неиссякаемым источником для духовного питания и подражания. Святые отцы достигли цели: они спаслись — унаследовали Вечную блаженную Жизнь. Святость жизни подвижников свидетельствует, что их мысли, чувства и все действия были благоугодны Богу. Святые отцы были храмами Духа Святого. Руководствующийся их жизнью, без всякого сомнения, руководствуется Святым Духом. Жизнь каждого святого отца — это один из путей ко спасению. Следование жизни святых отцов — верное руководство к Небу, засвидетельствованное самим Небом.
Подвиг всех святых основывается на Евангелии и научает, как деятельно исполнять его в жизни. Евангельские заповеди кратки, жизнеописания святых показывают, как мужи Духа осуществляли эти заповеди при самых различных обстоятельствах жизни.
Жития святых и отдельные примеры из жизни подвижников подобны богатому собранию врачебных средств. Изучая их, христианин может найти для своих недугов спасительное врачевство.
Святая Церковь с древних времен признавала усвоение жизни святых отцов единым правильным руководством в духовной жизни. В прежние времена жития святых регулярно читались за богослужениями в храмах. К сожалению, большинство современных христиан почти совсем не знают житий святых.
Каждый пастырь-проповедник должен включать в свои проповеди примеры из жизни святых отцов. Краткий и простой пример тверже запоминается слушателями и часто производит большее действие, чем теоретические рассуждения. Святитель Григорий Двоеслов пишет: «...Есть люди, в душах которых можно возжечь пламень любви к Отечеству Небесному не столько наставлениями, сколько примерами».
Заимствуя для своих проповедей примеры из данного сборника, необходимо твердо помнить и постоянно напоминать нашим слушателям, что многие внешние подвиги святых могут быть только вспоминаемы с благоговением, но не подлежат безрассудному подражанию, потому что наши духовные и телесные силы намного слабее, чем у древних отцов. Учитель Русской Церкви епископ Игнатий (Брянчанинов, +1867 год), поведав в Отечнике об ангелоподобной жизни аввы Ивиссариона, пишет: «Подвиг аввы Ивиссариона принадлежит к исключительным родам подвигов, на поприще которых выводятся Промыслом Божиим редкие, которым самопроизвольное подражание, без особенного призвания Божия, воспрещено» (Отечник. С. 285). Приведя одну из повестей о крепости телесных сил древних отцов, епископ Игнатий замечает: «...Нужна осторожность для читателей повести, которая предложена к духовному созерцанию и назиданию смирением, а не к безрассудному, гордостному подражанию, не к повреждению себя» (Там же. С. 474).
|
|
Святой Григорий Двоеслов, говоря о значении житий святых отцов, указывает, каким должно быть их правильное восприятие. «Внимающий повествованиям о жизни святых отцов, — пишет он, — получает от сего двоякую пользу: во-первых, примеры из жизни людей, предваривших нас на пути ко спасению, возбуждают любовь к будущей жизни; во-вторых, если кто дотоле привык видеть в себе какие-нибудь добродетели, то смирится, когда познает, что подвиги святых были выше».
Большинство помещенных в сборнике повестей приведены полностью из оригинальных изданий, и лишь немногие сокращены. Перед каждой повестью указана основная ее тема, а также отмечены подтемы, имеющиеся еще в примере.
Любовь к ближним.
См. также: Бесстрастие. № 26; Благодать. № 38; Ближний. №№ 44-47; Больной. № 113; Воздержание. № 154; Воля своя. № 167; Дружба. № 249; Еретик. № 264; Милосердие. №№ 428-429; Милостыня. №№ 449-455; Миролюбие. № 464; Мудрость. №№ 536-540; Мужество. № 566; Награда. № 584; Нищий. № 674; Осуждение. № 683; Падение. № 701; Самоотречение. № 966-967; Самопожертвование. №№ 968, 971, 977; Страннолюбив. № 1103; Терпение. № 1138; Трудолюбие. № 1158.