Любовь к ближним выше заучивания, переписывания Писания и чудотворений

Некогда три инока, не имевшие в сердцах своих любви к ближним, пришли к одному опытному в духовной жизни старцу и стали хвалиться своими делами. Первый сказал: “Я выучил наизусть Ветхий и Новый Заветы, что мне будет за это?” Старец отвечал: “Воздух ты наполнил словами, а все-таки пользы тебе от твоего труда нет.” За первым второй приступил и тоже спросил: “А я, отче, все Священное Писание переписал для себя!” Старец сказал: “И тебе нет пользы.” Тогда третий воскликнул: “А я, отче, чудеса творю!” — “И тебе нет пользы, — сказал и этому старец, — ибо и ты любовь отогнал от себя.” Потом, обратившись ко всем, сказал: “Если хотите спастись, имейте ко всем любовь и милости прилежите и тогда спасетесь.” (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 395).

Во время голода ради любви к ближним святитель Ефрем оставил пустынную келию и вышел на подвиг служения ближним.

См. также: Подвиг.

Когда настал сильный голод в городе Едессе, святой Ефрем, этот божественный муж, сжалившись над поселянами, погибавшими от голода, пришел к богатым гражданам и сказал им: “Отчего вы не имеете сострадания к погибающим людям и гноите свое богатство к осуждению душ ваших?” Они, придумав будто бы благовидную отговорку, сказали святому: “У нас некому доверить раздачу хлеба голодным, потому что все занимаются торговлей.” Добродетельный Ефрем сказал им: “Отныне я буду вместе с вами попечителем о бедных.” Взяв у них серебро, он устроил дома с разными отделениями, поставил в них до трехсот кроватей, заботился о больных и кормил голодных, погребал умиравших, а у кого была еще надежда на жизнь, за теми ухаживал. Одним словом, всем, кто прибегал к нему, он каждодневно давал пристанище и продовольствие из того, что ему доставляли. По прошествии года, когда настало благоденствие, и все пошли по своим домам, этот достославный муж, не имея уже дела для себя, опять вернулся в свою келию и спустя месяц умер, наследовав блаженную землю кротких. Сверх других его подвигов Бог напоследок доставил ему и это служение для получения славнейших венцов за кротость нрава. (Лавсаик. С. 242).

Авва Аполлон до глубокой старости проходил подвиг служения больным.

См. также: Подвиг.

Авва Аполлон в продолжение двадцатипятилетнего пребывания на Нитрийской горе подвизался таким образом: покупал в Александрии на деньги, приобретенные собственными трудами, все необходимое для врачебных и келейных потребностей. Он опекал всю братию во время болезни. Бывало, с раннего утра до девятого часа ходит он около обители и монастырей по всем кущам. Отворяет двери и смотрит, не лежит ли кто. С собой он носил изюм, гранаты, яйца, пшеничный хлеб — все, что бывает нужно больному. Такой образ жизни раб Христов вел до глубокой старости. Перед смертью он передал все свои вещи другому, подобному себе, упросив его проходить это служение. (Лавсаик. С. 40).

Авва Пимен любовью и смирением покорил огорченного старца.

См: также: Ближний; Мудрость; Терпение.

До прихода аввы Пимена с учениками в Египет жил там один старец, который имел большую известность и был уважаем. Но люди оставили его и стали ходить к авве Пимену, когда он с братией пришел из скита. Это огорчило Пимена. Он сказал братьям: “Что нам делать с тем великим старцем? Прискорбно, что все оставили его и обратились к нам, людям ничтожным. Как бы нам утешить старца? Приготовьте снеди, — сказал Пимен, — и возьмите меру вина, пойдем к старцу и разделим вместе с ним трапезу. Может быть, через это утешим его.” Взяли пищу и отправились. Когда постучались в дверь к старцу, ученик его, услышав, спросил: “Кто вы?” Они отвечали: “Скажи авве, что Пимен желает принять благословение от него.” Когда ученик сказал об этом старцу, тот отвечал: “Уходи, мне недосуг.” Авва же Пимен и братия стояли на жаре и говорили: “Не уйдем отсюда, пока не удостоимся видеть старца.” Старец умилился их смирению и терпению и отворил им свою келию. Они вошли и вместе пообедали. Во время обеда старец сказал им: “Истинно говорю вам, много я слышал о вас, но на деле вижу в вас во сто раз более.” С того дня они подружились. (Достопамятные сказания. С. 187. № 4).

Старец принял на себя половину предполагаемого греха брата, и только после этого тот решился жить вместе с ним.

Жили два брата. Один из них был старец, другой — молодой. Старец предложил молодому жить вместе. Тот отвечал: “Я — грешен, мы не можем жить вместе.” Старец сказал: “Можем.” И снова стал просить его о том же. Старец был самой чистой жизни и не хотел даже слышать, что монах может иметь когда-либо лукавое помышление. Молодой сказал ему: “Дай подумать в течение этой недели, потом опять поговорим.” Когда по прошествии недели старец пришел к нему, он, желая испытать старца, сказал: “Авва! На этой неделе я впал в великое искушение.” Старец спросил: “И хочешь покаяться?” Когда молодой монах выразил желание покаяться, старец сказал: “Половину этого греха я принимаю на себя.” Тогда молодой согласился: “Теперь мы можем жить вместе.” И они пребывали вместе до своего переселения в вечность. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 469. № 62).

Отшельник повелел изгнать из обители падшего брата; авва Пимен, узнав об этом, призвал к себе брата и был с ним очень ласков; он пригласил отшельника и притчей о мертвеце вразумил его.

См. также: Осуждение.

В неком общежитии один из братий подвергся греховному искушению. Жил в тех местах отшельник, не выходивший из келии много лет. Отец общежития пришел к старцу и поведал ему о брате, подвергшемся искушению. Старец повелел изгнать его из обители. Брат, выйдя из общежития, зашел в пещеру и там предался плачу. Случилось проходить тут братиям, шедшим к отцу Пимену. Они услышали плач и, войдя в пещеру, нашли брата в великой скорби. Они упрашивали его пойти вместе с ними к отцу Пимену, но он не захотел, а сказал: “Оставьте меня, пусть уж лучше здесь умру.” Братия, придя к отцу Пимену, рассказали ему об этом. Авва упросил их сходить к брату и сказать, что авва Пимен зовет его. Брат пришел. Увидев его очень печальным, старец встал, заключил его в свои объятия, обошелся с ним очень приветливо и упросил его вкусить с ним пищи. Между тем авва Пимен послал одного из живших при нем братии к отшельнику со следующим приглашением: “С давних лет желаю видеть тебя, слышав о тебе, но, по общей лености нашей, мы доселе не виделись друг с другом. Ныне же по усмотрению воли Божией и по встретившейся нужде прийти тебе сюда приди и увидимся.” Этот старец давно не выходил из своей келии. Услышав такое приглашение, он сказал сам себе: “Если б Бог не возвестил старцу, то он не послал бы за мной.” Он встал и пришел к авве Пимену. Они радостно приветствовали друг друга и сели. Пимен сказал старцу: “В одном месте жили два человека и оба имели по мертвецу. Один из них оставил своего мертвеца и пошел плакать над мертвецом другого.” Эти слова привели старца в умиление, он вспомнил о своем поступке, а авва Пимен сказал ему: “Высокий, высокий! Ты на Небе, а я на земле.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 338. № 71).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: