Миссионерская проповедь

 

Принципы проповеди

Основополагающие принципы миссии - Христоцентричность проповеди и свидетельство о Церкви как о радостной жизни во Христе. Миссионер призван раскрывать людям основы христианства, исходя из иерархии христианских ценностей: главное - Христос, соединение с Ним, исполнение Его заповедей; все остальное второстепенно.

Миссионеру необходимо прежде всего четко понимать цели, задачи и смысл своего служения и, как следствие, область и глубину своей компетенции; осознавать, что он не есть носитель полноты истины и может ошибаться; признавать свободу тех, к кому обращена проповедь. Миссионер, разумеется, должен обладать православным мировоззрением и иметь опыт духовной жизни. Важно также понимать смысл церковной традиции, осознавать реальную историческую церковную действительность и не отрицать острые моменты таковой. Кроме того, миссионеру желательно обладать навыками общения и необходимыми знаниями в области педагогики, психологии и других дисциплин.

Непременной обязанностью миссионера должно быть стремление реализовывать то, что он проповедует своей жизнью. Часто сама жизнь, без слов, является лучшей миссией. "Господа Бога святите в сердцах ваших" (1 Пет. 3:15) - апостол ставит это предварительным условием готовности свидетельствовать своё упование. "Имейте добрую совесть" (1 Пет. 3:16); "подавайте пример" (ср. 1 Пет. 5:3); "будьте образцом:в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте" (1 Тим. 4:12), увещают апостолы пастырей; это же, разумеется, относится и к миссионерам.

Миссия есть свидетельство Церкви об истине на том языке, который свойственен конкретному человеку (или группе людей). Образцом этого принципа является для нас святой апостол Павел: "Для Иудеев я был, как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона,:для немощных был как немощный: Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых" (1 Кор. 9: 20 - 22). Прекрасным примером этого подхода является проповедь апостола в Афинском ареопаге. Хотя Павел и "возмутился духом при виде этого города, полного идолов" (Деян. 17:16), он не проявил своего возмущения, а, наоборот, обратился к горожанам со словами: "Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны; ибо проходя и осматривая ваши святыни:"(Деян. 17: 22-23). Идолов Апостол назвал святынями, - то есть не оскорбил и не разрушил ценностей слушающих его, но, оттолкнувшись от них, возвёл людей к высшей Ценности - Христу.

Сегодняшнему миссионеру, особенно в молодёжной среде, также важно говорить с людьми на их языке, не осуждая того, что дорого людям, но используя это как повод к благовествованию. Впрочем, здесь нужно действовать с большим тактом, чтобы не потакать недолжному.

Миссионеру следует стараться сначала построить дружеские, теплые отношения с людьми, и только на этом фундаменте говорить о Боге. При этом необходимо уметь ждать, чтобы сказать об Истине тогда, когда она может быть воспринята.

Миссионер должен учитывать, что для многих людей Священное Писание не является авторитетом. Необходима разработка новых, отличных от традиционных, методов проповеди, вне ссылок на Церковные авторитеты.

Важно понимать, что христианство способно преобразовывать культуру, наполнять ее истинным духовным содержанием. "Для развития свидетельства Церкви современному миру, обретения ею достойного положения в обществе и укрепления церковного авторитета, а также для развития богословия и образования, следует активизировать диалог и взаимодействие Церкви со светской культурой и наукой" - отмечал Святейший Патриарх Алексий II на Архиерейском Соборе 2004 года (см. Приложение).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: