Отметим наиболее распространённые ошибки сегодняшней проповеди.
1.Благовествование о Христе и спасении в Нём, как о сути Церкви, подменяется "рекламой" внешней церковности. В основе её лежит мысль привести человека к Богу через обряд. Однако в действительности предпочтителен другой путь: от Христа и Евангелия - к церковному обряду, который только в этом случае осмысливается и наполняется реальным жизненным содержанием.
2. Создаваемый в массовом сознании образ Церкви очень часто не соответствует ее сущности и значению. Церковь имеет непреложное и определяющее значение в нашей жизни именно потому, что она Христова, а не потому, что она традиционна для России.
Эти две подмены - живого Христа обрядом и Церкви, как Тела Христова, национализмом - являются одной из причин, по которой у молодёжи имеет значительный успех протестантизм. Патриотизм и обряд - вещи важные и нужные, но они не могут занимать место Христа и Евангелия в Церковной проповеди.
3. Во многих случаях проповедь носит отрицательный характер. Акценты проповеди смещены на смерть, муки грешников, ад, бесов и их козни, запугивание антихристом и глобализацией. Христос в такой системе проповеди выступает не как Цель духовной жизни, а как, в лучшем случае, средство избежать всех этих ужасов. Проповедуется отказ от лжеценностей, а порой и от естественного устроения жизни; но при этом не разъясняется, ради чего отказываться, и что человек получает взамен. Такая проповедь не может быть успешной в молодёжной среде, которой нужен положительный идеал Истины, Любви и благобытия.
|
|
4. Часто реальность христианской жизни подменяется "лубком"; проповедник апеллирует не к Священному Писанию, не к догматическому и нравственному учению Церкви, но к малодостоверным преданиям и "негодным и бабьим басням" (1 Тим. 4, 7). Зачастую отсутствие исторического контекста в проповеди приводит к восприятию Предания Церкви как "сказки".
5. Нередко христианство и Церковь преподносятся исключительно как система запретов и долженствований. В этом случае отсутствуют уважение к личности и христианская свобода - Церковь нельзя проповедовать как казарму, где все обязаны "жить строем". Все внешние формы и правила должны подчиняться Евангельскому указанию: "суббота для человека, а не человек для субботы" (Мк. 2, 27), что прекрасно выражено блж. Августином: "в главном - единство, во второстепенном - свобода, и во всём - любовь". С другой стороны, проповедник призван четко чувствовать границы церковной традиции и не уклоняться в протестантизм.
6. Встречается подмена проповеди Христа призывами исключительно к социальной деятельности.
|
|
Содержание
Методика подготовки тематической проповеди | |
Образцы проповедей …………………………………………… | 3 |
Выбор темы проповеди и способы её развития…………… | 21 |
Подбор материалов для тематической проповеди | |
· Священное Писание Нового Завета о любви к ближнему ……………………………………………. | 39 |
· «Отечник проповедника» игумена Марка (Лозинского) ……………………………………………… | 41 |
· Сборник поучений Святых отцов и подвижников благочестия …………………………………………. | 54 |
· Краткие высказывания христианских святых о любви ………………………………………………….. | 56 |
Материалы для проповеди в день памяти святой блаженной Ксении Петербуржской | |
· Краткое житие святой ………………………… | 60 |
· Служба святой ……………………………………….. | 63 |
· Молитва ко святой блаженной Ксении ………….. | 72 |
· Фрагмент акафиста …………………………………. | 72 |
Месяцеслов с 14 по 20 ноября 2010 года …………………… | 76 |
Великие люди говорят о Боге ………………………………… | 116 |
Миссионерская проповедь …………………………………….. | 128 |
Протоиерей Олег Чебанов
Искусство церковной проповеди
Учебно-методическое пособие по гомилетике.
Часть III. Методика подготовки тематической проповеди
Формат 60х84 1/16. Объем 6,26 усл.печ.л..
Гарнитура Arial
Отпечатано в полиграфической лаборатории Курской
православной духовной семинарии
(305021, г.Курск, ур. Знаменская роща, ул. Прогулочная, 71-а)
[1] Толмачёв И.В. Православное собеседовательное богословие, или Практическая гомилетика в 4 тт.Т. 3. Недели цветной триоди. – СПб.: Издание редакции духовного журнала «Странник», 1899. – репринтное издание – СПб.: Диоптра, 2000. – с. 197 - 251
[2] Игумен Марк (Лозинский). Отечник проповедника. 1221 пример из Пролога и Патериков. М.: Свто-Троице Сергиева Лавра, 1996. - с. 201 - 212
[3] Монашеское делание. Сборник поучений Святых отцов и Подвижников Благочестия. Глава 18. Составитель священник Владимир Емеличев. - М.:Издание Свято-Данилова монастыря, СП «Квадрат», 1991 г.
[4] Краткие высказывания христианских святых о любви.// http://heatpsy.narod.ru/vel19.html
[5] Месяцеслов. Сентябрь – февраль. Минск: Издательство Белорусского Экзархата – Белорусской Православной Церкви, 2005. – с. 306 - 333
[6] Православный церковный календарь. 2010. М.: Издательство Московской патриархии, 2009 – с. 92 - 93