ООО «Металл-групп» «Яковлевский рудник»

Яковлевский рудник – богатейшее месторождение Курской Магнитной Аномалии. По запасам месторождение относится к уникальным – 8 млрд. тонн. Рудные залежи Яковлевской полосы прослежены на протяжении 4 0 км, образуя единую крупную залежь, имеющую в плане лентообразную форму, вытянутую в соответствии с простиранием железистых кварцитов в северо-западном направлении. Ширина рудной залежи колеблется от 200 до 600 м, составляя в среднем 440 м. Мощность залежи изменяется от 38 до 150,00 м, достигая в отдельных случаях 347 м (в среднем 102 м). Гидрогеологические и горнотехнические условия строительства и эксплуатации месторождения отличаются исключительной сложностью, что обусловлено глубоким залеганием богатых руд (440-550м) под мощной осадочной толщей, заключающей пять водоносных горизонтов напорами до 510м, наличием в ее составе значительного количества (около 53%) рыхлых и неустойчивых руд, а также выветрелостью сланцев лежачего и висячего боков залежи.

В 1953 г. партией треста «Курскгеология» были открыты месторождения Яковлевское и Гостищевское с громадными запасами богатых железных руд высокого качества. Это положило начало разработке новых направлений в освоении природных богатств КМА. И пионером освоения стал Яковлевский рудник.

Проектные работы по освоению месторождения начались в 1957 году. В 1959 году институтом «Южгипроруда» (г.Харьков) было составлено проектное задание, а в 1962 году технический проект на строительство Яковлевского рудника с подземным способом разработки производительностью 18,0 млн.т/год товарной руды (на базе запасов Центрального участка четырьмя очередями).

Проект был рассмотрен бывшим Госкомитетом по черной и цветной металлургии СССР и рекомендован к утверждению в Совете Министров СССР.

Сложные горнотехнические и гидрогеологические условия залегания месторождения, требующие длительного срока строительства рудника, отсутствие четких ответов на ряд технических вопросов явились причиной того, что начало строительства рудника было отодвинуто на неопределенный срок и технический проект не был утвержден, хотя к этому времени были построены железная дорога Томаровка-Строитедь и заложены основы для создания базы стройиндустрии, проведены опытные работы по замораживанию пород, осушению и др.

 Рис. 6.  Производственные здания Яковлевского рудника

 

Вновь к вопросу о проектировании Яковлевского рудника вернулись в 1968 году. Трестом «Центроруда» на основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 июля 1967г. №730 было выдано институту «Центрогипроруда» задание на проектирование Яковлевского рудника.

Выполнение технического проекта институтом было закончено в 1971 году.

Технический проект был утвержден распоряжением Совета Министров СССР от 1.02.1973 года №195р на мощность 4,5 млн.т сырой руды в год.

Для первоочередной отработки был принят участок месторождения длиной 1.3 км, находящийся в центральной части залежи. Запасы участка 274.7 млн. т., содержание железа 61.63%, фосфора — 0.02%, серы -0.097%.

К 1984 году в сложных горно-геологических условиях было пройдено 2 шахтных ствола №1, №2 глубиной по 734 м каждый и ствол №3 глубиной 680 м, пробурено 15 водопонижающих скважин, в околоствольном дворе пройдено 7 тыс.м3 первоочередных горизонтальных выработок.

С конца 1996 г. — начала 1997 г. начато непосредственное осушение рудной толщи подземными дренажными скважинами.

По результатам работ была установлена возможность проходки горных выработок по рудному телу без предварительного водопонижения в каменноугольном горизонте скважинами с поверхности земли.

С ноября 2002 года, Общество с ограниченной ответственностью «Металл-групп» года является собственником имущества Яковлевского рудника и организовано для окончания строительства рудника, добычи и переработки богатой железной руды Яковлевского месторождения.

В 2005 г. началась непосредственная добыча железной руды. В 2011 году была достигнута проектная мощность по добыче железной руды 1,0 млн. тонн в год, согласно Проекта I очереди строительства на 1 млн. тонн сырой руды в год.

Месторождение отрабатывается с применением системы отработки нисходящими слоями с твердеющей закладкой. Сущность системы заключается в следующем:

— поэтапная выемка руды при проведении в определенном порядке подготовительных, нарезных, очистных работ;

— закладка выработанного пространства различными видами закладочных смесей.

Отбойка горной массы осуществляется механическим и буровзрывным способом.

Очистные работы ведутся комбайнами типа П-110, МР-360, самоходными буровыми установками типа Sandvic (Axera, Monomatic). Транспортировка руды к рудоспускам осуществляется погрузочно-доставочными машинами типа TORO, МПД. Проходка блоковых рудоспусков осуществляется буровой установкой Rhino-408Н.

Крепление горных выработок нулевого слоя («потолочины») выполняется металлической арочной крепью. Проходка очистных заходок рабочих слоев (с 1 по 9 слои) предусматривается без крепления с затяжкой боковых стенок, контактирующих с рудой, деревянными досками вразбежку под рудстойку. Допускается установка анкеров.

Закладочная смесь готовится по принятой рецептуре на поверхностном закладочном комплексе, затем по вертикальному ставу подается на гор. -370 м. Закладочная смесь подается в очистное пространство по магистральному и участковым трубопроводам в самотечном режиме. Общая длина действующих магистральных трубопроводов с учетом двух вертикальных ставов составляет около 3000м. Для приготовления закладочных смесей применяется песок, который добывается в карьере закладочных песков Большие маячки площадью 46 гектаров и запасами 29 млн. м3 песка.

Производственная мощность закладочного комплекса №1 составляет 303 тыс.м3/год.

Транспортировка руды и породы к стволам осуществляется по откаточному горизонту -425м.

Транспортировка породы от породоперепусков осуществляется электровозами К-10 в вагонетках ВГ-4,5 к стволу №1.

Транспортировка руды от рудоспусков осуществляется электровозами ЕЕ-120 в вагонетках к станциям донной разгрузки, обустроенным над бункерами №1 и №2 загрузочного комплекса ствола №1 и над бункерами №3 и №4 загрузочного комплекса ствола №2.

Ствол №1 оборудован скиповой подъемной установкой для выдачи на поверхность горной массы, ревизии ствола и клетевой подъемной установкой для спуска/подъема людей, материалов, оборудования, длинномеров, ревизии ствола.

Технология переработки железной руды каждого сорта на дробильно-сортировочной фабрике Яковлевского рудника состоит из 2-х стадиального дробления и включает следующие операции:

• предварительное грохочение исходной руды по классу 10мм с выделением готового продукта класса –10-0мм (грохот ГИТ 52М с двумя ситами);

• стадия (I) среднего дробления (дробилка ДМ 17х14,5);

• совмещенное (предварительное и поверочное) грохочение дробленой руды по классу 10 мм (грохот ГИТ 52М) и получение готового продукта класса –10-0мм;

• стадия (II) мелкого дробления – до крупности –10-0мм (дробилка молотковая ДМРиЭ 14,5х13) в замкнутом цикле.

Готовый продукт крупностью -10-0мм вывозится автосамосвалами на открытый склад усреднения аглоруды.

На складе усреднения отделом контроля качества выполняется отбор проб аглоруды.

По результатам химических анализов фабрика производит усреднение руды путем дозированного смешивания двух сортов аглоруды, добиваясь заявленного потребителями качества Яковлевской руды.

После усреднения аглоруда автосамосвалами завозится на прирельсовый склад готовой продукции и фронтальными погрузчиками грузится в железнодорожные вагоны.

Отправка готовой продукции потребителю производится железнодорожным транспортом, выход на железные дороги общей сети осуществляется через станцию Беленихино ЮВЖД.

Всего с начала работ по состоянию на 1 июня 2017 года:

1. Добыто и переработано – 7,5 млн. тонн руды.
2. Отгружено потребителям – 6,2 млн. тонн руды.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: