Проблемно-дискуссионные

Задачей информативного выступления является изложение нового для учащихся фактического материала, не являющегося дискуссионным, спорным. Ознакомление с ним расширяет литературные и общекультурные знания и способствует углублению восприятия учащимися монографических и обзорных тем курса литературы.

Сущность исследовательского доклада заключается прежде всего в том, что создается он в результате самостоятельного рассмотрения учащимися художественного текста (эпизода, главы, большого эпического произведения) под углом зрения определенной проблемы.

Доклады проблемно – дискуссионного характера предполагают рассмотрение и анализ различных оценок, данных произведению критиками и литературоведами. Такие доклады целесообразны на уроках углубленного анализа текста, заключительных занятиях, при изучении обзорных тем, факультативных занятиях.

Говоря о методике подготовки к докладу, необходимо обратить внимание на словесное оформление материала.

Основная задача воспитания культуры устной речи – овладение нормами литературного языка. Словарно-фразеологическая работа, овладение синонимикой, выразительное чтение и другая работа дадут несомненно должные результаты. Устная речь не терпит растянутостей и словесных нагромождений. Надо быть кратким: время, необходимое для выступления, зависит от его задач и содержания. Но каждая мысль в речи должна быть выражена более ясно и точно и, следовательно, экономно, сжато. Между содержанием речи и способом его произнесения должно быть полное соответствие. Следует говорить отчетливо, особенно следить за концом фразы. Надо планировать речь на точно определенное время и строго следить за собой: если речь затягивается, начинает утомлять слушателей, ее необходимо сократить, а для этого в плане надо различать абсолютно необходимое и «дополнительный фонд», которым в случае надобности можно пожертвовать. Все эти условия: чувство меры в силе, отчетливости голоса, темпе речи, чувство времени – осознаются и усваиваются на практике с большим трудом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что доклад является наиболее результативным средством активизации речевой деятельности учащихся. Доклады и сообщения являются широко распространенными видами устного монолога учащихся на уроках литературы. Школьники выступают с ними при изучении обзорных тем, на занятиях по биографии писателя, при анализе художественных произведений, на заключительно-обобщающих занятиях, уроках внеклассного чтения. Работа по выработке умений готовить такие выступления способствует усилению практической направленности преподавания литературы, вооружению школьников интеллектуально-речевыми умениями, развитию творческих способностей, подготовке к активному участию в коммуникативной деятельности. Доклады и сообщения помогают учащимся глубоко осваивать литературу как искусство слова, развивать устную и письменную речь во взаимосвязи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: