Теория цветовых гармоний

Основана на выделении четырех типов гармонии, а именно:

- Однотонная - построена на одном главном цвете или группе близко родственных цветов.

- Полярная - построенная на противопоставлении двух противоположных цветов, образующих по сути, две однотонные гармонии.

- Трехцветная - построенная на противопоставлении трех основных цветов и их малых интервалах.

- Многоцветная - в которой при большом разнообразии цветов нельзя выделить главное.

 

Монохромные (однотоновая гармония) гармонические сочетания построены на основе одного цвета. На более сложном круге шкала одного цвета и будет монохромным гармоничным сочетанием. Они создаются путем комбинирования выбранного цвета с его светлыми и темными оттенками, полученными путем добавления белого и черного цветов. В результате можно добиться, с одной стороны, сильного тонального контраста, а с другой – тонких цветовых отношений. Общий цветовой тон придает однотональным сочетаниям спокойный уравновешенный характер.

Светлота - степень отличия конкретного цвета от белого или черного. Светлота красочного пятна зависит от двух компонентов: от собственной светлоты цвета и от примеси белого или черного. В связи с этим различают светло и темно-красный, светло и темно-синий цвета и т.д. Иными словами – светлота- степень оттенка близости белому, яркость – степень близости оттенка к чёрному.

В зависимости от оттенка каждый цвет имеет несколько тонов.

Цветовой тон – гамма цветовых оттенков, родственных и включающих себя один и тот же цвет спектра. Например - синий тон – оттенки в который доминирует синий с разными пропорциями смешений.

Насыщенность - большая или меньшая выраженность в цвете и его цветового тона, степень отличия любого хроматического цвета. Насыщенность цвета определяется степенью его густоты или блёклости, его предельной окраской. Например: синий цвет считается насыщенным, если его нельзя сделать более синим.

Все эти понятия являются собственными свойства цвета - его основными характеристиками.

Второе гармоничное сочетание это родственные (аналогичные) гармонические цвета, в названии уже понятно, что цвета «родственники», это те цвета, что располагаются радом друг с другом в цветовом круге. Благодаря близости расположения, такие цвета легко сочетаются. У этой гармонии может быть много глубины, богатое своеобразие и элегантный, лаконичный вид. Гармония родственных цветов основывается на подобии тонов и вызывает ощущение уравновешенности и спокойствия. Даже при небольшом тональном контрасте цветовое единство красок всегда сохраняет внутреннюю стабильность и благородство. Родственная гармония сравнительно сдержанная, особенно когда она не содержит резких светлотных противопоставленный.

Ещё такую гармонию называют - нюансом. Нюанс означает тонкий переход и характеризует незначительные различия в свойствах цвета имеющих сходство.

Гармония контрастных (дополнительных, противоположных) цветов создаются посредством использования двух цветов, которые расположены друг напротив друга в цветовом круге. Этот прием обычно применяется для создания акцентов, так сочетания этих пар цветов обладают наибольшей цветовой контрастностью, вызывающей активное звучание, напряженность и динамичность композиции. Это позволяет одному цвету дополнять другой таким образом, что один из них привлекает внимание, а другой является фоном. Используя такое сочетание очень важно соблюсти пропорции, когда фонового цвета значительно больше и он менее динамичен, чем цветовой доминирующий на его фоне акцент; когда один цвет ведущий, остальные цвета его окружают и их количество по массе значительно больше.

Контрасты - противопоставление предметов или явлений, резко отличается друг от друга по тем или иным качествам или свойствам. В цветоведение контрастность понимается относительно расположения цвета в цветовом круге.

Существует и более сложная комбинация гармоничных контрастных цветов по принципу «Триада». Это разновидность гармонических сочетаний контрастных цветов из четырёх цветов, в которой по две пары цветов, расположенных напротив друг друга. Также существуют и различные гармоничные сочетания цветов на основе прямоугольника (четырёх гармоничных цветов). В работе с таким сочетанием нужно понимать, что это самое сильное звучание практически всех цветов, и уравновесить такую гамму можно погружая их в среду, где они не мешали бы друг другую, а оставались полноценными (равнозвучными), такие сочетания удачно смотрятся на очень светлом фоне или в тёмной среде.

Гармоническое сочетание родственно-контрастных цветов. Наиболее распространенный вид цветовых гармоний, образующий равнобедренный треугольник в цветовом круге. Здесь гармония достигается через использование какого-либо цвета и цветов, смежных с его дополнительным. Такие цвета более мягкие нежели сочетание просто двух дополнительных цветов. Характерной особенностью составления гармонических сочетаний родственно-контрастных цветов является приоритет родственных цветов, где дополнительный (противоположный в круге) цвет присутствует в композиции не более чем на 10-20%. Такой дополнительный цвет в гармонии называют акцентом, а основную гамму –доминантой. Это сочетание одно из самых выразительных, сложных и глубоких. Все цвета делятся на две категории теплые и холодные. Холодные в основе имеют сине-голубые оттенки, а теплые в свою очередь желто-красные.

Любая гармоничная композиция строится либо на принципах контраста (противопоставление цветов, тонов), либо на принципах нюанса (монохромность или однотонность цветовых комбинаций).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: