Федеральный бюджет на 2009-2010 год направлен на повышение уровня жизни населения и повышения всех обязательств перед гражданами в поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны. Согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета, на 2009 год в сумме 7 465,45 и на 2010 год в сумме 8 089,97 млрд. рублей. Расходы федерального бюджета на 2009 год прогнозируются в размере 7 645,45 млрд. руб., а в 2010 году 8 089,67 млрд. руб. Прогнозируется дефицит федерального бюджета в 2009 году. В 2010 году доходы равны расходам - около 8,10 млрд. руб.
Проведем сравнительный анализ доходной части федерального бюджета на 2009 и 2010 годов. Рассмотрим таблицу №1.
Таблица №1 - Доходы федерального бюджета на 2009 и 2010 года
Доходы федерального бюджета | 2009 г. | Отклонение | 2010г | |||||
Сумма, млрд. руб. | Удельный вес,% | По сумме, млрд. руб. | По удельному весу,% | Сумма, млрд. руб. | Удельный вес,% | |||
Нефтегазовые доходы | 2 351,91
| 31,50% | -3,59 | -2,47% | 2 348,32 | 29,03% | ||
Ненефтегазовые доходы, в том числе: | 5 113,54 | 627,81 | 5 741,35 | |||||
Налог на прибыль организаций | 583,76 | 7,82% | 52,52 | 0,05% | 636,28 | 7,87% | ||
Налоги и взносы на социальные нужды | 496,36 | 6,65% | 66,44 | 0,31% | 562,8 | 6,96% | ||
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ | 1 914,47 | 25,64% | 291,99 | 1,64% | 2 206,46 | 27,28% | ||
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ | 1 029,76 | 13,79% | 152,78 | 0,83% | 1 182,54 | 14,62% | ||
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 39,50 | 0,53% | -2,19 | -0,07% | 37,31 | 0,46% | ||
Государственная пошлина | 34,49 | 0,46% | 2,07 | -0,01% | 36,56 | 0,45% | ||
Неналоговые доходы | 297,00 | 3,98% | 4,73 | -0,25% | 301,73 | 3,73% | ||
Прочие доходы | 718,20 | 9,62% | 59,47 | -0,01% | 777,67 | 9,61% | ||
Всего доходов | 7645,45 | 100,00% | 1454,22 | 0,00% | 9099,67 | 100,00% |
К 2010 году прогнозируется уменьшение нефтегазовых доходов на 3,59 млрд.руб. Причинами снижения бюджетных поступлений из нефтегазового сектора является снижение темпов роста ВВП, снижение цен на нефть, падение курса доллара, рост инфляции, а так же снижение доли нефтегазового сектора в российской экономике.
Налоги и взносы на социальные нужды в 2010 году увеличится по отношению к 2009 году, составив 562,8 млрд.руб. Это в первую очередь связано с увеличение заработной платы бюджетникам, увеличением МРОТ, а так же достоверной информации о заработной плате.
В связи с тем, что в прогнозе поступлений доходов федерального бюджета на 2009-2010 годы не были указаны остальные статьи раздела и прогнозирование данных этих показателей, а именно доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; платежи при пользовании природными ресурсами; доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; доходы от продажи материальных и нематериальных активов; административные платежи и сборы; штрафы, санкции, возмещение ущерба; целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей. Объединим их в группу - прочие доходы.
|
|
Перейдем к анализу расходов бюджета 2009 и 2010 годов в таблице 2
Таблица №2 - Расходы федерального бюджета на 2009 и 2010 года
Расходы федерального бюджета | 2009 г | Отклонение | 2010г | |||
Сумма, млрд. руб. | Удельный вес,% | По сумме, млрд. руб. | По удельному вес,% | Сумма, млрд. руб. | Удельный вес,% | |
Общегосударственные вопросы | 899,84 | 12,08% | 63,26 | -0,18% | 963,10 | 11,90% |
Национальная оборона | 566,74 | 7,61% | 29,45 | -0,24% | 596,19 | 7,37% |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 642,61 | 8,62% | 50,9 | -0,05% | 693,51 | 8,57% |
Национальная экономика | 789,62 | 10,60% | -261,07 | -4,07% | 528,55 | 6,53% |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 56,29 | 0,76% | -4,43 | -0,12% | 51,86 | 0,64% |
Охрана окружающей среды | 10,21 | 0,14% | 0,75 | 0,00% | 10,96 | 0,14% |
Образование | 313,64 | 4,21% | 26,21 | -0,01% | 339,85 | 4,20% |
Культура. Кинематография и средства массовой информации | 73,01 | 0,98% | -0,14 | -0,30% | 67,58 | 0,84% |
Здравоохранение и спорт | 245,22 | 3,29% | 50,14 | 0,36% | 295,36 | 3,65% |
Социальная политика | 342,67 | 4,60% | 53,87 | 0,3% | 396,54 | 4,90% |
Межбюджетные трансферты | 2423,12 | 32,52% | 297,85 | 1,11% | 2720,97 | 33,63% |
Условно утвержденные расходы | 186,30 | 2,50% | 218,2 | 2,50% | 404,50 | 5,00% |
Секретные статьи | 901,88 | 12,10% | 119,12 | 0,52% | 1021,00 | 12,62% |
Всего | 9660,1 | 100,00% | 455,5 | 0,00% | 10115,6 | 100,00% |
Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают межбюджетные трансферты. Если говорить о динамике этого показателя, то с 2009 по 2010 год он увеличивается на 297,85 млрд. руб. Это свидетельствует о финансировании бюджетов субъектов РФ.
Национальная экономика занимает третье место в распределении бюджетных средств. Прогнозируется, что в 2010 году он снизится на 4,07%.
К этому разделу относятся полномочия по регулированию и поддержке экономической деятельности, включая вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки отдельных отраслей экономики в основном отнесены к ведению Российской Федерации.
Раздел социальная политика имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает не значительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета. Согласно таблице №2 этот показатель наращивает свой потенциал. Финансирование осуществляются за счет субвенций Фонда компенсаций.
И, в общем, все изменения за год мы видим в таблице.