Анализ федерального бюджета за 2009-2010 гг

Федеральный бюджет на 2009-2010 год направлен на повышение уровня жизни населения и повышения всех обязательств перед гражданами в поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны. Согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета, на 2009 год в сумме 7 465,45 и на 2010 год в сумме 8 089,97 млрд. рублей. Расходы федерального бюджета на 2009 год прогнозируются в размере 7 645,45 млрд. руб., а в 2010 году 8 089,67 млрд. руб. Прогнозируется дефицит федерального бюджета в 2009 году. В 2010 году доходы равны расходам - около 8,10 млрд. руб.

Проведем сравнительный анализ доходной части федерального бюджета на 2009 и 2010 годов. Рассмотрим таблицу №1.

Таблица №1 - Доходы федерального бюджета на 2009 и 2010 года

Доходы федерального бюджета

2009 г.

Отклонение

2010г

Сумма, млрд. руб. Удельный вес,% По сумме, млрд. руб. По удельному весу,% Сумма, млрд. руб. Удельный вес,%
Нефтегазовые доходы

2 351,91

31,50%

-3,59

-2,47%

2 348,32

29,03%

Ненефтегазовые доходы, в том числе: 5 113,54   627,81   5 741,35  
Налог на прибыль организаций 583,76 7,82%

52,52

0,05%

636,28

7,87%

Налоги и взносы на социальные нужды

496,36

6,65%

66,44

0,31%

562,8

6,96%

Налоги на товары  (работы, услуги), реализуемые на территории РФ 1 914,47 25,64%

291,99

1,64%

2 206,46

27,28%

Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ 1 029,76 13,79%

152,78

0,83%

1 182,54

14,62%

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 39,50 0,53%

-2,19

-0,07%

37,31

0,46%

Государственная пошлина 34,49 0,46%

2,07

-0,01%

36,56

0,45%

Неналоговые доходы 297,00 3,98%

4,73

-0,25%

301,73

3,73%

Прочие доходы

718,20

9,62%

59,47

-0,01%

777,67

9,61%

Всего доходов 7645,45 100,00%

1454,22

0,00%

9099,67

100,00%

 

К 2010 году прогнозируется уменьшение нефтегазовых доходов на 3,59 млрд.руб. Причинами снижения бюджетных поступлений из нефтегазового сектора является снижение темпов роста ВВП, снижение цен на нефть, падение курса доллара, рост инфляции, а так же снижение доли нефтегазового сектора в российской экономике.

Налоги и взносы на социальные нужды в 2010 году увеличится по отношению к 2009 году, составив 562,8 млрд.руб. Это в первую очередь связано с увеличение заработной платы бюджетникам, увеличением МРОТ, а так же достоверной информации о заработной плате.

В связи с тем, что в прогнозе поступлений доходов федерального бюджета на 2009-2010 годы не были указаны остальные статьи раздела и прогнозирование данных этих показателей, а именно доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; платежи при пользовании природными ресурсами; доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; доходы от продажи материальных и нематериальных активов; административные платежи и сборы; штрафы, санкции, возмещение ущерба; целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей. Объединим их в группу - прочие доходы.

Перейдем к анализу расходов бюджета 2009 и 2010 годов в таблице 2

Таблица №2 - Расходы федерального бюджета на 2009 и 2010 года

Расходы федерального бюджета

2009 г

Отклонение

2010г

Сумма, млрд. руб. Удельный вес,% По сумме, млрд. руб. По удельному вес,% Сумма, млрд. руб. Удельный вес,%
Общегосударственные вопросы 899,84 12,08% 63,26 -0,18% 963,10 11,90%
Национальная оборона 566,74 7,61% 29,45 -0,24% 596,19 7,37%
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 642,61 8,62% 50,9 -0,05% 693,51 8,57%
Национальная экономика 789,62 10,60% -261,07 -4,07% 528,55 6,53%
Жилищно-коммунальное хозяйство 56,29 0,76% -4,43 -0,12% 51,86 0,64%
Охрана окружающей среды 10,21 0,14% 0,75 0,00% 10,96 0,14%
Образование 313,64 4,21% 26,21 -0,01% 339,85 4,20%
Культура. Кинематография и средства массовой информации 73,01 0,98% -0,14 -0,30% 67,58 0,84%
Здравоохранение и спорт 245,22 3,29% 50,14 0,36% 295,36 3,65%
Социальная политика 342,67 4,60% 53,87 0,3% 396,54 4,90%
Межбюджетные трансферты 2423,12 32,52% 297,85 1,11% 2720,97 33,63%
Условно утвержденные расходы 186,30 2,50% 218,2 2,50% 404,50 5,00%
Секретные статьи 901,88 12,10% 119,12 0,52% 1021,00 12,62%
Всего 9660,1 100,00% 455,5 0,00% 10115,6 100,00%

 

Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают межбюджетные трансферты. Если говорить о динамике этого показателя, то с 2009 по 2010 год он увеличивается на 297,85 млрд. руб. Это свидетельствует о финансировании бюджетов субъектов РФ.

Национальная экономика занимает третье место в распределении бюджетных средств. Прогнозируется, что в 2010 году он снизится на 4,07%.

К этому разделу относятся полномочия по регулированию и поддержке экономической деятельности, включая вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки отдельных отраслей экономики в основном отнесены к ведению Российской Федерации.

Раздел социальная политика имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает не значительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета. Согласно таблице №2 этот показатель наращивает свой потенциал. Финансирование осуществляются за счет субвенций Фонда компенсаций.

И, в общем, все изменения за год мы видим в таблице.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: