Бюджетный дефицит в России в 2009-2010 гг

Уровень бюджетного дефицита определяется отношением абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или к объему ВВП.

Таблица №3 – Уровень бюджетного дефицита в 2009-2010 гг.

Года Доходы Расходы Профицит Дефицит
2009 7645,45 96601   2014,65
2010 9099,67 10115,6   1015,93

 

Из приложенных данных мы видим, что, за год, дефицит федерального бюджета снижается, в данном случае он снизился на 998,72 млрд. руб. Тем не менее, бюджет все равно останется дефицитным.

По данным Счетной палаты РФ Федеральный бюджет в 2009 году, исполнен с дефицитом 1811,8 млрд. рублей, что на 616,8 млрд. рублей, или на 25,4%, меньше показателя, утвержденного Федеральным законом. № № 308-ФЗ (с изменениями) в сумме 2428,6 млрд. рублей. Первичный дефицит федерального бюджета (превышение расходов над доходами без учета расходов по обслуживанию государственного долга) составил 1600,382 млрд. рублей.

Для стабилизации финансовой системы страны в условиях экономического кризиса был создан стабилизационный фонд РФ, который в 2008 году разделился на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. На настоящее время Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта. Он формируется за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины; и доходов от управления его средствами. Фонд национального благосостояния же представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Он формируется за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает или превышает его нормативную величину; и доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

Дефицит федерального бюджета на 2010 год был покрыт на 73,9 процентов за счет использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. и на 26,1 процент за счет иных источников


 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Очень частым в наше время является бюджетный дефицит для государственного бюджета. С недавнего времени дефицитным стал и федеральный бюджет российской Федерации.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. М.И. Плотницкий. Курс экономической теории: Мн.: Мисанта, 2007. -- 496 с.

2. Леонид Степанович Тарасевич, Петр Ильич Гребенников, Александр Иванович Леусский. Макроэкономика: Учебник для вузов: Москва, Высшее образование, cерия "Университеты России" 2008, 656 с.

3. Павлова Л. Бюджетное финансирование и проблема государственного долга. 2007 г.

4. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/Под общей ред. Д.э.н. проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 6-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2009. - 448 с.

5. Экология. Исследование возможностей микроорганизмов для очистки сточных вод –[Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://macro-economic.ru/content/view/11/4/

6. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учеб. - М.: Дело, 2009.- 472 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: