Структура (ход) диспута

1. Создание эмоционального настроя (музыка, яркое вступительное слово ведещего);

2. Вступительное слово ведущего, оно должно быть кратким, отразить сущность темы, поставить вопросы на обсуждение. Ведущий, как правило, авторитетный человек, хорошо разбирающийся в поставленной проблеме, хорошо владеющий словом, умеющий эмоционально настроить коллектив, обладающий чувством юмора.

Ведущий объясняет правила диспута, привлекает внимание участников, вызывает их на спор, называет 1-2 ситуации с конкретными поступками реальных людей.

Он внимательно выслушивает выступление каждого, не прерывает оскорбительными репликами типа «сядь и подумай», не дает оценок, не пытается делать обобщения по одному – двум вопросам, следит за ходом диспута, тактично сталкивает различные точки зрения, акцентирует внимание на главном.

В своем заключительном слове выражает общее мнение, к которому пришли участники диспута в процессе спора.

3. Обсуждение вопросов, внесенных на диспут. Выступающие должны соблюдать следующие требования (критерии0:

- раскрыть тему;

- соблюсти логику в раскрытии темы;

- аргументировать выдвинутые положения;

- тактично опровергнуть своего оппонента;

- не навязывать своего мнения;

- помнить о том, что главное в диспуте аргументы, а не междометия, жесты, мимика, восклицания.

4. Заключительное слово ведущего.

Ему необходимо ответить на неясные вопросы, поддержать правильные высказывания, очень осторожно раскрыть ошибочные суждения и сделать общие выводы, определить возможные перспективы работы коллектива над проблемой. По необходимости вырабатывается программа практических дел. Педагог после подведения итогов диспута наблюдает за последействием и делает для себя и своей воспитательной работы соответствующие выводы.

Воспитательное дело.

Воспитательное дело – это форма организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников.

Главная отличительная особенность воспитательного дела – это необходимость, полезность, осуществимость.

В основе воспитательных дел два подхода – деятельный и комплексный. Первый требует организации различных видов деятельности школьников: познавательной, трудовой, общественной, художественной, спортивной, ценностью – ориентированной, свободного общения. А второй – сращивания всех видов деятельности.

По главным целям и назначению выделяются воспитательные дела: социально ориентированные, эстетические, познавательные, спортивно- физкультурные, экологические, трудовые и др.

III. КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО.

Коллективное творческое дело – форма организациивоспитательной работы, которая:

- представляет собой заботу о своем коллективе, друг о друге, об окружающей жизни;

- совершается вместе воспитанниками и их наставниками как общая забота;

- представляет собой непрерывный поиск лучших решений жизненно важной задачи;

- выполняется и организуется сообща;

- коллективное творческое дело может выстраиваться в различных содержательных областях: трудовые («Город мастеров», общественно- политические («Салют, ветераны Ростова!»); познавательные («Ботанический КВН»); художественные (конкурс рисунков «Золотая осень»); спортивные («Веселые эстафеты»).

Условия организации коллективно- творческих дел.

- предложенная педагогом идея воспринимается как детским коллективом как собственная;

- деятельность детей имеет практическую направленность на благо собственного или другого коллектива, других людей – гуманистическую и альтруистическую цель;

- все члены коллектива на добровольных началах, с интересом и желанием включаясь в реализацию дела, могут раскрыть свои творческие возможности;

- дело представляет собой самостоятельно организованное событие, результатом которого станет положительное социальное преобразование и самостроительство личности каждого воспитанника.

Этапы реализации идей коллективно творческого дела

1. Формирование особой позиции педагога.

2. Психологическая и методическая подготовка.

3. Организация жизни коллектива по - новому.

Технологическими звеньями первого компонента методики коллективной деятельности по улучшению окружающей жизни являются: коллективное планирование, коллективная организация, коллективный анализ. Коллективное планирование осуществляется через следующие формы: общий сбор «старт»; конкурс на предложения по плану, на лучший проект дела; анкеты предложений; разведка дел и друзей (маршруты «микрорайон», «родная природа», «Библиотека» и др); молнии с предложениями к плану (для обсуждения).

 

Реальная практика проведения коллективного творческого дела.

После принятия решения о проведении коллективного дела первичный коллектив делится на группы (команды, бригады). Группы вырабатывают предложения по организации дела и выдвигают своих представителей во временную группу организаторов («совет дела»). Совет дела разрабатывает на основе предложений групп проект коллективно-творческого дела, дает задания группам и координирует их усилия. После окончания дела проводится совместный анализ дел, организованный так, чтобы все участники дела могли выразить свое отношение, мнения чувства по поводу прошедшего события.

Показатели эффективности коллективного творческого дела

- рост самостоятельности коллектива;

- коллектив работает по микрогруппам;

- школьники коллективно планируют свою деятельность;

- стала привычной сменяемость коллектива;

- проводится коллективный анализ всех дел;

- заметно стремление обучающихся к улучшению окружающей жизни;

- изменилась позиция взрослых (исчезли авторитаризм и диктаторство);

- появились взаимное доверие и взаимная требовательность, чуткость и доброжелательность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: