II. Методика подготовки и проведения воспитательных мероприятий

1. Беседа

Беседа – это вопросно-ответная форма проведения воспитательного мероприятия.

Подготовка к беседе:

1. В зависимости от возраста учащихся, уровня развития детского коллектива, типичных для этого коллектива сложностей и нравственных проблем определяется тема беседы.

2. Цель беседы – усвоение ребенком определенных норм и понятий, практических выводов, которые будут сделаны.

3. Подбор фактического материала. Его можно поручить временной инициативной группе. Лучше подбирать такой материал, к которому есть пояснения о том, как с ним можно работать.

4. Продумывание педагогом вопросов беседы, возможно совместное временной инициативной группой.

5. Подготовка учащихся к беседе:

- объявление заранее темы беседы, указание литературы, подготовка ситуаций, вопросов, над которыми следует подумать подобрать примеры;

- определение при необходимости индивидуальных заданий (например, подготовить выступление по тем вопросам, по которым учащиеся допускают недочеты). Это психологически настраивает учащихся на глубокий самоанализ своего поведения, и они убеждаются в необходимости его улучшения. Задания могут выполняться временной инициативной группой;

- определение групповых заданий (например: полезно проанализировать с активистами состояние дел в объединении, связанных темой беседы, и совместно определить те вопросы, которые следует поставить на обсуждение учащихся).

Структура беседы

1. Определение темы беседы и пробуждение у школьников интереса к восприятию и усвоению материала.

2. Обоснование актуальности, значимости обсуждаемой темы.

3. Раскрытие темы беседы на материале окружающей действительности.

4. Анализ положения дел в объединении в связи с обсуждаемой проблемой и определение конкретных задач (советов, рекомендаций) по улучшению работы, в сфере поставленной темы.

5. Обобщение итогов беседы и краткий опрос учащихся по основным положениям изложенного материала.

Указанная структура не должна превращаться в шаблон. Как в воспитательной работе, так и в проведении беседы не может быть рецептов на все случаи жизни, однако, чем больше знает педагог, тем больше шансов он имеет на успешное проведение воспитательных мероприятий. Шаблоны не ограничивают творческую деятельность учителя, а стимулируют ее.

Методические рекомендации по проведению беседы

При определении темы в начале беседы необходимо пробудить интерес школьников к восприятию и усвоению этического материала. Для этого можно использовать следующие приемы:

- задать ученикам вопросы, связанные с выяснением сущности нравственного понятия, которое является темой беседы (например, что такое доброта? милосердие? и т.п.);

- прежде чем объявить тему беседы, нужно рассказать о каком-нибудь знаменательном событии или факте, имеющем отношение к намеченной теме;

- прежде чем объявить тему, следует вспомнить о каком-то случае из жизни класса, который позволит обосновать необходимость углубленного раскрытия и осмысления соответствующей нравственной нормы;

- объявив тему, необходимо попытаться придать ей особую важность и подчеркнуть ее значение с помощью содержательного высказывания или афоризма.

Методика изложения нравственного материала может сочетать в себе вопросно-ответную форму, рассказ и объяснение педагога, краткие сообщения учащихся по отдельным вопросам, чтение отрывков из книг, газет, использование художественных картин, видеоматериалов и т.д. При этом главная роль остается за педагогом, так как только он может глубоко и квалифицированно раскрыть суть морали.

При анализе поведения школьников лучше всего акцентировать внимание на положительных примерах и фактах, а о недочетах говорить в благожелательном тоне, всячески подчеркивая свою уверенность в том, что учащиеся их ликвидируют.

При подведении итогов беседы следует использовать яркие высказывания, меткие четверостишья, афоризмы с тем, чтобы беседа глубже проникла в сознание и чувства школьников. Необходимо четко выделить те категории, которые составляли цель беседы, и наметить программу деятельности по их закреплению.

Конкурс

«Конкурс – это соревнование, имеющее целью выделить наилучших участников, наилучшие работы».

«Соревнование – форма деятельности, при которой участвующие стремятся превзойти друг в мастерстве, в искусстве».

Основная цель конкурсов (соревнование) – развитие активности школьников, выявление их склонностей и способностей, развитие такого качества личности, как конкурентоспособность (потребность и возможность быть избранным из множества возможных вариантов в качестве наилучшего).

Переживаемые в ходе конкурса состояния (огорчение, радость, нравственное, физическое, интеллектуальное напряжение, ликование, душевная боль, успех, неприятность, восторженность и др.) способствуют в большой степени формированию определенных отношений, что свидетельствует о важной роли конкурса (соревнования) в формировании личности, в развитии ее воспитанности.

Структурно конкурсы, как правило, состоят из нескольких туров и заканчиваются общественным смотром (финал – аккордом, экспресс – шоу), в котором объявляются имена (команды) победителей и выдаются награды.

Конкурсы проводятся либо между командами, либо между отдельными школьниками. Оценивает творчество конкурсантов чаще всего жюри или команда экспертов; иногда – компьютер.

К формам проведения конкурса относятся турниры, КВН, викторины, смотры (знаний художественной самодеятельности, умельцев и т.п.), выставки, спортивные состязания и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: