«Преодоление заикания в процессе игровой деятельности»
Методика предназначена для детей 2-7 лет, направлена на преодоление заикания в процессе игровой деятельности и на повышение игровой активности детей, перевоспитание особенностей личности и поведения.
Состоит из следующих разделов:
1. Методика игровой деятельности (система игр).
2. Логоритмические занятия.
3. Воспитательные занятия.
4. Воздействие на микро-социальную среду детей.
Этапы логопедических занятий:
1. Этап молчания (4-6 дней) и шепотной речи (10 дней).
2. Этап сопряженной (4-5 недель) и отраженной речи (4-5 недель).
3. Этап опросно-ответной речи (8-10 недель).
4. Этап самостоятельной речи (8-14 недель).
5. Этап закрепления активного поведения и свободного общения детей.
По методике игровой деятельности коррекция заикания проходит параллельно с автоматизацией вновь воспитываемого навыка (навыка правильной речи) в моделях различных видов деятельности, тем самым, навык плавной речи тренируется в различных ситуациях.
Волкова определила ряд ведущих игр для детей разного возраста.
4-5 лет:
- игры с пением: хороводы, пляски;
- подвижные игры (средней и малой подвижности);
- дидактические игры – способствуют развитию свободного общения у заикающегося. Полезно проводить игры на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Можно использовать специальные логопедические игры;
- игры-драматизации стихотворения и прозы - воздействие таких игр дифференцированное, в зависимости от изначальной степени игровой активности.
5-6 лет:
- игры-драматизации
- игры-инсценировки с пением
- дидактические игры
- подвижные игры с правилами.
6-7 лет:
- дидактические игры
- игры с правилами
- игры-драматизации
- игры с пением
Кроме того, активно используется пальчиковый театр, творческие игры по предложению логопеда и по замыслу детей.
Методика Селиверстова В. И.
(для дошкольников и младших школьников)
Работа проводится в медицинских учреждениях (в амбулаторных и стационарных условиях). Курс амбулаторных занятий рассчитан на 3-4 месяца (32-36 занятий).
На всех этапах коррекционной работы большое значение придается работе логопеда с родителями.
Принципы коррекционной работы:
1. Принцип индивидуализации коррекционного воздействия при разработке задач и сроков коррекционного воздействия, исходя из степени дефекта.
2. Принцип активного и сознательного участию детей в процессе работы над своей речью и поведением.
3. Постепенное нарастание сложности речевых ситуаций.
Методика предусматривает регулярное и обязательное использование магнитофона на всех этапах работы с заикающимися детьми, что позволяет детям активизировать свое внимание на «речевых ошибках», как собственных, так и других детей, правильнее оценивать свои достижения и недостатки и т. п.
Логопедические занятия строятся в зависимости от речевых возможностей ребенка, т. е. с опорой на уровень сохранной, свободной от заикания речи. Речевые упражнения предлагаются в соответствии со степенью самостоятельности речи, ее подготовленности, структурной сложности, громкости, а также с учетом речевых ситуаций.
Курс логопедических занятий завершается концертом, в котором участвуют все дети.