Методика Л. М. Крапивиной

Назовите программы обучения детей дошкольного возраста с заиканием.

Методика Н. А. Власовой. Методика Е.Ф. Рау

Одна из первых комплексных систем коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в отечественной логопедии, которая не потеряла актуальности до настоящего времени.

Для методики характерна поэтапность работы с постепенным нарастанием степени сложности упражнений. Реабилитация должна проводиться в коллективе в условиях учреждений типа дневного стационара или детского сада с лечебным уклоном.

Авторы описывают ряд принципов комплексного метода коррекции заикающихся:

1. До начала коррекционной работы необходимо проведение тщательного медико-психолого-педагогического обследования.

2. Коррекционные воздействия должны направляться на весь организм и личность заикающегося в целом.

3. Логопедической работе по развитию навыка плавной речи должен предшествовать «охранительный речевой режим» (режим ограничения речи).

4. Развитие навыка плавной речи включает постепенное усложнение «степени самостоятельности речи»:

1) сопряженная речь;

2) отраженная речь;

3) ответы на вопросы по знакомой картинке;

4) самостоятельное описание знакомых картинок;

5) пересказ прослушанного небольшого рассказа;

6) спонтанная речь (рассказ по незнакомым картинкам);

7) нормальная речь (беседа, просьбы).

Все занятия распределены по степени нарастающей сложности на 3 этапа:

1. Произношение вслух выученных стихов, фраз, декламация. Широко применяется совместная, отраженная речь.

2. Дети устно описывают картинки, опираясь на наводящие вопросы, составляют рассказы по серии изображений.

3. Навыки закрепляются в повседневных делах.

Речевые упражнения строятся в следующей последовательности:

- заученный текст;

- отрепетированный вслух;

- мысленно продуманный;

- незнакомый текст, экспромт.

Особое внимание в этой комплексной системе коррекции уделяется развитию памяти, внимания, мыслительных операций.

 

Методика Н. А. Чевелевой

Предусматривает устранение заикания в процессе ручной деятельности с постепенным переходом от ситуативной речи к контекстной. Используется принцип последовательного усложнения речевых упражнений в процессе одного из видов деятельности ребенка-дошкольника.

Н. А. Чевелева (1976) при работе с заикающимися дошкольниками включает 5 периодов развития связной речи:

1 период — пропедевтический - детям прививаются навыки организованного поведения. Вводится режим ограничения речи детей.

2 период — сопровождающей или констатирующей речи - допускается собственная речь детей только в ситуации совершаемых ими действий на логопедических занятиях.

3 период — завершающей или речи по следам зрительных представлений - дети используют речь, которая сопровождает их действия, и описательную речь по отношению к выполненному действию.

4 период — планирующей речи или речи, лишенной зрительной опоры - наряду с формами речи, которые использовались ранее, у ребенка развивается умение вслух планировать предстоящую работу.

5 период — закрепление навыков связной речи - закрепляются полученные ранее навыки самостоятельной развернутой конкретной речи.

 

Методика С. А. Мироновой

Комплексная система воспитания и обучения разработана на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» для средней, старшей и подготовительной групп (1975, 1979).

Используется принцип необходимого совмещения задач коррекционной и воспитательной работы. Коррекционное воздействие на заикающихся детей осуществляется в процессе прохождения программы средней, старшей и подготовительной групп детского сада. Предлагаются некоторые ее изменения, связанные с речевыми возможностями детей:

- использование в начале учебного года материала предыдущей возрастной группы,

- перестановка некоторых программных задач и тем,

- удлинение сроков изучения более трудных занятий и др.

Происходит обучение постепенному овладению навыками свободной речи от простейшей ситуативной ее формы до контекстной.

I квартал - обучение навыкам пользования простейшей ситуативной речью на всех занятиях (расширение словаря, уточнение значений слов, активизация пассивного словарного запаса). Особая требовательность к речи самого логопеда.

II квартал - закрепление навыков пользования ситуативной речью, в постепенном переходе к контекстной речи в обучении рассказыванию по вопросам логопеда и без вопросов.

III квартал - закрепление навыков пользования усвоенными ранее формами речи и в овладении самостоятельной контекстной речью; работа над составлением рассказов:

- по наглядной опоре и по вопросам логопеда,

- самостоятельного рассказа, - пересказа.

IV квартал - закрепление навыков пользования самостоятельной речью различной сложности. Большое место занимает работа над творческими рассказами. Коррекционные задачи направлены на умение выстраивать логическую последовательность передаваемого сюжета.

Методика Л. М. Крапивиной

Система предназначена для заикающихся детей преддошкольного возраста, 2-4 лет, она имеет свою специфику.

Логопедические занятия с детьми 2-4-х лет проводятся в условиях ясельной группы детского сада. Количество детей на логопедических занятиях должно составлять не более 3-5-ти человек.

Реабилитационное воздействие является комплексным и включает логопедические занятия, логоритмические, музыкальные, физкультурные занятия и обучение детей элементам мышечного расслабления.

Основными задачами коррекционного воздействия являются: развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики, фонационного дыхания, интонационной стороны речи, развитие и уточнение словаря и грамматических конструкций, развитие диалогической речи.

Коррекционно-педагогическое воздействие на детей осуществляется дифференцировано, в зависимости от клинической формы заикания.

Так, у детей с неврозоподобной формой заикания (они, как правило, имеют возраст 3,5-4 года) много времени уделяется нормализации звукопроизносительной стороны речи, развитию словаря. При невротической форме заикания у детей обращается внимание на нормализацию отношений родителей к ребенку, общее оздоровление организма ребенка (в особенности его нервной системы), особое значение уделяется психотерапевтическому воздействию, как части логопедической работы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: