Связь методики с другими науками

Предмет методики обучения истории как науки.

МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ

Глава 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА

Правила биоэтики

Биоэтики

Биоэтика

Честное вознаграждение)

Быть пропорциональным (честная оплата товаров,

как социальный институт

Основные международные документы:

• Нюрнбергский кодекс (1947)

• Хельсинские декларации ВМА (1964 – 2000)

• Конвенция Совета Европы «О правах человека и

биомедицине» (1997)

• Гармонизированные трехсторонние правила проведения

качественных клинических исследований GCP–1999, ВМР

Ltd.;

• Рекомендации Комитетам по этике, проводящим

экспертизу биомедицинских исследований (ВОЗ, 2000);

• «Всеобщая Декларация о геноме человека и правах

человека» (1997),

• «Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека»

ЮНЕСКО (2005)

• Руководство ЮНЕСКО по созданию комитетов по

биоэтике; Руководство ЮНЕСКО «Комитеты по биоэтике

в действии: процедуры и политика» и др.

Этический комитет как институт

Биоэтические (этические) комитеты – специальные

структурные подразделения для проведения

независимого этического контроля, обязательного для

всех биомедицинских исследований. Впервые возникли в

50-х гг. ХХ в. в США, после скандала, связанного с

нарушением этических норм в процессе исследования

нового препарата против сифилиса, с целью проведения

официальной этической экспертизы исследований,

финансируемых из федерального бюджета. В настоящее

время в США биоэтические комитеты имеют статус

государственных, а обязательной этической экспертизе

подлежат не только биомедицинские, но и

психологические, антропологические и др. исследования.

В Европе биоэтические комитеты существуют с 1967 г.

на общественно-профессиональной основе при

больницах и исследовательских учреждениях. Одна из

целей и функций биоэтических комитетов – контроль над

соблюдением основных принципов биомедицинской

этики при лечении и биомедицинских исследованиях

• Нормы, получающие широкое и всеобщее

признание, называют правилами. Правила

биоэтики – это инструментарий для решения

проблем, сформулированных в принципах.

Основные правила биоэтики:

правдивости (Veracity)

конфиденциальности (Confidentiality)

уважения неприкосновенности частной

жизни (приватности) – (Privacy)

информированного согласия (Informed

consent) –

Слово «методика» происходит от древнегреческого слова «методос»,

что означает «путь исследования», «способ познания». Значение его не

всегда было одинаковым, оно менялось с развитием самой методики, с

формированием ее научных основ.

Первоначальные элементы методики обучения истории зародились с

введением преподавания предмета как ответ на практические вопросы о

целях преподавания, об отборе исторического материала и приемах его

раскрытия. Методика как наука прошла сложный путь развития. Дорево-

люционная методика разработала богатый арсенал приемов работы учите-

ля, создала целые методические системы, объединявшие общей педагоги-

ческой идеей отдельные приемы. Речь идет о формальных, реальных и ла-

бораторных методах. Советская методика внесла свой вклад в разработку

научной системы знаний о процессе обучения истории, о задачах, путях и

средствах его совершенствования; ее целью было воспитание строителей

коммунизма.

Постсоветский период поставил перед методикой новые задачи и по-

требовал от ученых, методистов, учителей-практиков переосмыслить ос-

новные положения методической науки.

Система образования на рубеже XX и XXI вв. не удовлетворяет обще-

ство. Расхождение между целями и результатами обучения стали очевид-

ны. Понадобилась реформа всей системы образования, включая историче-

ское. Перед учителем с новой силой встал вопрос: чему и как учить ребен-

ка? Как научно определить действительно необходимый и целесообразный

состав и объем исторических знаний? Ограничиваться только совершенст-

вованием содержания образования нельзя, надо стремиться совершенство-

вать познавательный процесс, опираясь на его внутренние закономерности.

На сегодняшний день вопрос, является или нет методика наукой, не ак-

туален. Он решен принципиально – методика преподавания истории имеет

свой предмет. Это научная дисциплина, которая исследует процесс обуче-

ния истории с целью использования его закономерностей для повышения

эффективности образования, воспитания и развития подрастающего поко-

ления. Методика разрабатывает содержание, организацию и методы обу-

чения истории в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Преподавание истории в школе – это сложное, многогранное, не всегда

однозначное педагогическое явление. Его закономерности раскрываются

на основе объективных связей, существующих между образованием, раз-

витием и воспитанием учащихся. В основе его лежит учение школьников.

Методика изучает учебную деятельность школьников в связи с целями и

содержанием обучения истории, приемы руководства усвоением учебного

материала.

Обучение истории, как уже говорилось, – это сложный процесс, вклю-

чающий взаимосвязанные и находящиеся в движении компоненты: цели

обучения, его содержание, передачу знаний и руководство их усвоением,

учебную деятельность школьников, результаты обучения.

Цели преподавания определяют содержание обучения. В соответствии с

целями и содержанием избирается оптимальная организация преподавания

и обучения. Эффективность организации педагогического процесса прове-

ряется полученными результатами образования, воспитания и развития.

Закономерности процесса школьного обучения истории

Цели обучения

(намечаемые результа-

ты образования, воспи-

тания и развития, на-

правленные на форми-

рование личности)

Возрастные

особенности

и познавательные

возможности

учащихся

Содержание обучения

(система знаний, уме-

ний, навыков, опыт

творческой деятельно-

сти, эмоционально-

чувственного отноше-

ния к историческим и

социальным явлениям)

Организация обучения истории

(формы, методы, методические приемы

и средства работы учителя и учащихся)

Результаты обучения

(действительный уровень образования,

воспитания и развития учащихся)

Компоненты процесса обучения – категории исторические, они изме-

няются с развитием общества. Цели преподавания истории, как правило,

отражают те изменения, которые происходят в обществе. Четкое определе-

ние целей обучения является одним из условий его эффективности. Опре-

деление целей должно учитывать общие задачи обучения истории, разви-

тия учащихся, их знания и умения, обеспечение учебного процесса и т.д.

Цели должны быть реальны для тех условий, которые существуют в кон-

кретной школе.

Содержание – обязательный компонент процесса обучения. Историче-

ски обусловленная перестройка целей меняет и содержание обучения. Раз-

витие истории, педагогики и психологии, методики также влияет на со-

держание преподавания, на его объем и глубину. Так, в преподавании ис-

тории в современных условиях преобладает цивилизационный подход

вместо формационного, много внимания уделяется историческим лично-

стям. Педагог учит детей уметь разграничивать процесс познания прошло-

го и процесс нравственной оценки поступков людей и т.д.

Движение в процессе обучения осуществляется путем преодоления

внутренних противоречий. К ним относятся противоречия между целями

обучения и уже достигнутыми результатами; между оптимальными и при-

меняемыми в практике методами и средствами обучения.

Процесс обучения истории ставит своей целью развитие индивидуаль-

ности школьника, его личностных качеств. Он обеспечивает гармоничную

реализацию всех своих функций (развитие, обучение, воспитание). Поня-

тие воспитывающего обучения содержит в себе понятие обучения, закла-

дывающего основы самостоятельного мышления учащихся. Единство обу-

чения, воспитания, развития достигается лишь при условии активизации

работы самих учащихся на всех этапах процесса обучения. Обучение имеет

воспитывающий характер также в связи с формированием ценностных

ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления

опыта истории, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и де-

мократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между наро-

дами. Правильное решение образовательных и воспитательных задач

школьного преподавания истории невозможно без учета психолого-воз-

растных особенностей учащихся различных концентров.

Так, младший школьник стремится к накоплению исторических знаний,

много расспрашивает учителя. Его интересуют детали одежды рыцарей,

доблесть и мужество в походах, они тут же на переменах затевают гладиа-

торские бои или рыцарские турниры. Старшеклассник стремится не столь-

ко к накоплению исторических фактов, сколько к их осмыслению и обоб-

щению; он стремится к установлению логических связей между историче-

скими фактами, раскрытию закономерностей, теоретическим обобщениям.

В старших классах растет удельный вес знаний, которые учащиеся полу-

чают самостоятельно. Это связано с дальнейшим развитием логического

мышления. В этом возрасте растет интерес к тем элементам знаний, кото-

рые относятся к вопросам политики, морали, искусства. Происходит диф-

ференциация интересов школьников: одни интересуются точными дисцип-

линами, другие – гуманитарными. Различные типы учебных заведений:

гимназии, лицеи, колледжи, общеобразовательные школы – реализуют этот

интерес. Вместе с тем нужно уметь привлечь ценный в познавательном от-

ношении материал, поддерживая и развивая интерес школьников.

Таким образом, для решения этих задач необходима систематическая

работа учителя над развитием исторического мышления учащихся, над вы-

работкой у них научного понимания истории. Ставя перед преподаванием

истории задачи – учебные и воспитательные, определяя содержание курсов

истории, намечая способы передачи знаний школьникам, необходимо рас-

считывать на получение определенных результатов: чтобы учащиеся ус-

воили исторический материал и у них сложилось свое отношение к исто-

рическим фактам и явлениям. Все ______)юяяэто и обеспечивает методика преподава-

ния истории. При определении задач методики школьного обучения исто-

рии нужно учитывать, что они вытекают из ее содержания и места в систе-

ме педагогических наук.

Методика вооружает учителя истории содержанием и педагогическими

средствами обучения, знаниями и умениями, необходимыми средствами

для эффективного исторического образования, воспитания и развития уча-

щихся.

В современных условиях, когда идет сложный, противоречивый про-

цесс модернизации школьного исторического и обществоведческого обра-

зования, стоит задача дальнейшего совершенствования его структуры и

содержания. Среди проблем важное место занимают вопросы соотношения

фактов и теоретических обобщений, формирования исторических образов

и понятий, раскрытия существа исторического процесса.

Как уже говорилось, важнейшей задачей методики обучения является

развитие мышления учащихся как одна из целей и одно из условий обуче-

ния истории. Задачи развития исторического мышления учащихся, форми-

рования у них умственной самостоятельности требуют и соответствующих

методов, приемов и средств обучения.

Одной из задач является раскрытие методических условий успешного

решения в единстве основных целей воспитания, образования и развития

при обучении истории. Разрабатывая систему обучения истории, методика

решает ряд практических вопросов: а) какие цели (намечаемые результаты)

нужно и можно ставить перед обучением истории?; б) чему учить? (струк-

тура курса и отбор материала); в) какая учебная деятельность школьников

необходима?; г) какие виды учебных пособий и какое их методическое по-

строение способствует достижению оптимальных результатов в обуче-

нии?; д) как преподавать?; е) как учитывать результат обучения и исполь-

зовать полученные сведения для его совершенствования?; ж) какие меж-

курсовые и межпредметные связи устанавливаются в обучении?

Сейчас, когда историческое образование в России постепенно стано-

вится личностно-ориентированным, плюралистическим и многообразным,

учитель истории сталкивается с проблемами не только дидактического или

информационного характера. Школа самостоятельно преодолевает миро-

воззренческий и нравственно-ценностный вакуум, участвует в поиске и

формировании целей и приоритетов образовательной политики. В послед-

ние годы поднимается вопрос о праве преподавательских коллективов и

педагогов на творчество, разрабатываются инновационные технологии,

которые охватывают современные тенденции и направления развития об-

разования. В последние годы XX столетия обсуждается вопрос о месте и

роли учителя истории в образовательном процессе. Многие ученые счита-

ют, что главная проблема, которая тормозит реформу, – это подготовка

учителей. (Международный семинар Совета Европы, Министерства обще-

го и профессионального образования Российской Федерации, Департамент

образования правительства Свердловской области (Свердловск, 1998 г.);

Международная научная конференция «Место и роль учителей истории в

школе и их подготовка в вузах» (Вильнюс, 1998 г.). Развернувшаяся дис-

куссия подтверждает мысль, что самым трудным является разрушение ус-

тойчивых стереотипов мышления и поведения, сложившихся в условиях

унифицированного образования, авторитарного преподавания, директив-

ного контроля.

Методика обучения истории оперирует собственными, свойственными

только ей закономерностями. Эти закономерности открываются на основе

выявления связей, существующих между обучением и его результатами. А

другая закономерность (ее, к сожалению, совершенно недостаточно учи-

тывают) состоит в том, что в познании своих закономерностей методика не

может ограничиться только собственными рамками. Методические иссле-

дования, изучая процесс обучения истории, опираются на родственные

науки, прежде всего на историю, педагогику и психологию.

История как учебный предмет основывается на исторической науке, но

это не уменьшенная ее модель. История как школьный предмет не включа-

ет абсолютно все разделы исторической науки.

Методика преподавания имеет свои специфические задачи: отобрать

основные данные исторической науки, построить преподавание истории

так, чтобы ученики через историческое содержание получили наиболее оп-

тимальное и эффективное образование, воспитание и развитие.

Гносеология рассматривает формирование знаний не как одноразовый

акт, дающий законченное, как бы фотографическое отображение действи-

тельности. Становление знаний – это процесс, имеющий свои этапы упро-

чения, углубления и т.д., и обучение истории окажется научно обоснован-

ным и результативным лишь при условии, если вся его структура, содер-

жание и методика будут соответствовать этому объективному закону по-

знания.

Психологией установлены объективные законы развития, функциони-

рования различных проявлений сознания, например запоминания и забы-

тия материала. Обучение будет научно обоснованным, если его методика

соответствует этим законам. В этом случае достигается не только проч-

ность запоминания, но и успешное развитие функции памяти. История не

может быть усвоена учащимися, если при обучении не соблюдаются логи-

ка раскрытия исторического процесса и законы логики.

Предметом педагогики является исследование сущности развития и

формирования человека и определение на этой основе теории и методики

обучения и воспитания как специально организованного педагогического

процесса. Обучение истории не достигнет своей цели, если не будет учи-

тывать достижения дидактики.

Являясь отраслью педагогической науки, обогащая ее общую теорию,

методика обучения истории непосредственно опирается на эту теорию; та-

ким образом, достигается единство теоретической основы и практической

деятельности в обучении истории.

Познавательная деятельность окажется неполноценной, если обучение

истории не будет отвечать современному уровню исторической науки, ее

методологии.

Методика призвана выделить и обозначить, переработать, синтезиро-

вать всю совокупность знаний о процессе познания и воспитания и от-

крыть новые закономерности – закономерности обучения истории. Это –

объективные, существенные, устойчивые связи между задачами, содержа-

нием, путями, средствами обучения, воспитания и развития, с одной сто-

роны, и результатами обучения – с другой.

Методика как наука возникает там, где имеются доказательства связей

между закономерностями познания, методикой обучения и достигнутыми

положительными результатами, которые проявляются через формы учеб-

ной работы.

Перед методикой стоят задачи исследования закономерностей процесса

обучения истории с целью его дальнейшего совершенствования и повыше-

ния его эффективности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: