Социализм по-русски А.И. Герцена

Философия всеединства В.С. Соловьева.

Владимир Соловьев (1853–1900) – один из самых выдающихся русских мыслителей. Он стоял у истоков религиозно – философского ренессанса начала ХХ в. и оказал влияние на взгляды Н. Бердяева, Н. Флоренского, С. Франка и др. религиозных философов, а также на деятельность некоторых ученых и творчество поэтов.

 Соловьев резко критиковал дуализм Декарта, полагая, что мир полностью одухотворен, в нем материя не противоположна духу. В таком мире человек усилиями воли мог бы воздействовать на вещи. Мир, как он есть фактически, отчасти является таким, как его планировал создать Бог, но отчасти он уже потерял свою божественную природу, отклонился от первоначального замысла. Поэтому, полагает Соловьев, когда человек смотрит на мир, он может увидеть как бездушный механизм, так и живое, одухотворенное целое – Софию, мир, каков он в замысле Бога и каким он сейчас уже отчасти является.. Являясь платоником, Соловьев полагал, что София – это «эйдос» мира, его божественный образец. Бог сначала помыслил мира, а 57 потом начал создавать. Бесформенному ничто Бог придает прекрасный образ, поэтому творение мира есть процесс идеализации. «Эйдос» мира, по Соловьеву, не имеет рациональной сущности, подобной платоновским идеям. София наполнена жизнью, более того – является личностью. А поскольку по отношению к Богу София начало пассивное, то она – личность женская. Соловьев называет ее – «София, Премудрость Божья», «Вечная Женственность», «Душа мира».

Соловьев полагал, что мир еще не достроен, он только находится на пути к тому, чтобы соответствовать замыслу Бога. Он должен стать прекрасным не только внешне, но и внутренне. Нужно понимать, что мир – это не просто конгломерат отдельных частей, в нем правит не только сила раздробления, распада и смерти, но и духовное начало – начало соединения, «Всеединства». Мир, по Соловьеву, это «всеединство в состоянии становления».

 Человек создан для того, чтобы досотворить мир. Силой, способной изменить мир и законы материально вселенной, считает Соловьев, является любовь. Предназначение любви находится не в продолжения рода. Любовь воплощается в сфере индивидуальной, любящий человек видит возлюбленного не таким, каков он есть, а таким, каким он мог бы стать, видит его эйдос. Процесс любовной идеализации, согласно Соловьеву, заключается в том, что любящий может досотворить любимого, приблизить его к божественному образцу. Цель любви – соединить две несовершенных индивидуальности и создать совершенную личность. Но пока в мире существуют только половинки, утверждает Соловьев, совершенный человек еще только должен появиться. В любви люди должны придавать друг другу божественное значение, преодолевать эгоизм и создавать индивидуальностью.

Источник: Философия: учебное пособие / С.Н. Кочеров, Л.П. Сидорова. – Н.Новгород: НИУ РАНХиГС, 2015. – 150 с.

П.Я. Чаадаев – основатель русской философии.

Философом, спровоцировавшим полемику славянофилов и западников, выступил Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856). В 1829-1831 гг. П.Я. Чаадаев написал свои знаменитые «Философические письма» (первое было опубликовано в журнале «Телескоп», 1836 г.), в которых содержалась резкая критика российского прошлого и настоящего с точки зрения бесправности русского народа, крепостничества, самодержавия, православия, которые обособили и отбросили Россию на многие годы назад. Будучи христианином, П.Я. Чаадаев видел главную причину бед в выборе Россией религии «дряхлой Византии», в результате чего были забыты истинные заветы Христа, и Россия осталась в стороне от европейских принципов жизни. Суровой была реакция властей: журнал закрыли, редактора Надеждина сослали в Сибирь. А.С. Хомяков писал о Чаадаеве: «Может быть, никому не был он так дорог, как тем, кто считался его противником. Просвещенный ум, художественное чувство, благородное сердце… привлекали к нему всех. В то время, когда, по-видимому, мысль погружалась в тяжкий и невольный сон, он особенно был дорог тем, что он и сам бодрствовал, и других пробуждал».

Главное направление размышлений П.Я. Чаадаева – философское осмысление истории. Западная версия христианства – католичество – было объявлено мыслителем фактором, определившем магистральную линию цивилизации, а весь Восток, особенно Китай, назван сферой «тупой неподвижности». Россия не принадлежит ни Востоку, ни Западу. «Одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его»43

П.Я. Чаадаев немало пострадал за свои взгляды. Был объявлен сумасшедшим и заключен под домашний арест. После этих унижений, а также после французской революции 1830 года П.Я. Чаадаев вынужден был изменить свой первоначальный взгляд на Запад. Иначе он стал оценивать и судьбу России: «У нас другое начало цивилизации… Нам незачем бежать за другими; нам следует откровенно оценить себя, понять, что мы такое… Тогда мы пойдем вперед, и пойдем скорее других, потому что пришли позднее их, потому что мы имеем весь их опыт и весь труд веков, предшествовавших нам». По мысли П.Я. Чаадаева, Россию нельзя даже назвать христианской страной, т.к. в ней существует рабство (крепостное право). 44. Вопрос о том, был ли отказ Чаадаева от своих первоначальных взглядов искренним или единственной попыткой сохранить себе жизнь, до сих пор остается открытым.

Источник: Философия: учебник / Л.Н. Кочеткова, Л.Ф. Матронина, Е.В. Гладышева и др.; под общ. ред. д-ра филос. наук Л.Н. Кочетковой. – М.: МИРЭА, МГУПИ, 2015. – 356 с.

Социализм по-русски А.И. Герцена.

Активное участие в полемике со славянофилами принимал русский философ и писатель, публицист и революционер Александр 332 Иванович Герцен (1812–1870). Он трактовал западнические идеи, исходя из собственных представлений об исторических перспективах стран Западной Европы и России. Он обращался к вопросам закономерностей и движущих сил общественного развития, уделял большое внимание философским проблемам взаимоотношения личности и общества.

Основным философским трудом Герцена являются «Письма об изучении природы». Критически переработав учение Гегеля, его философию истории, Герцен утверждал, что человеческая история идет по линии разумного обустройства общественной жизни в направлении освобождения человека от социального неравенства. Человеческая история есть процесс постоянной эмансипации человеческой личности от одного рабства вслед за другим, от одной власти вслед за другой вплоть до состояния, в котором человек чувствует себя свободным. Основной задачей философии он считал развитие свободы личности.

Разочаровавшись в буржуазной революции 1848 года, Герцен пересмотрел свое отношение к идее формального равенства перед законом, которое не исключает эксплуатации человека человеком, и зародыш реального справедливого общества усмотрел в России. Он был уверен, что будущее в России принадлежит мужику, что крестьянская община приведет общество к социализму. Крестьянская община построена на принципах выборного самоуправления, общественного владения землей и уравнительного разделения земли между членами общины. Таким образом, в России имеют место элементы социалистических отношений. В отличие от западноевропейского общества, историческое развитие которого привело к утверждению частной собственности на землю и формированию безземельного пролетариата, Россия может прийти к социализму, минуя капитализм.

Распространение на все общество принципов общинного равенства поможет, по мнению Герцена, народным массам усвоить западноевропейские социалистические идеи, которые уже восприняты интеллигенцией. Усматривая источник развития общества в совершенствовании человеческих знаний и распространении просвещения среди народа, он полагал, что именно в единении передовых 333 идей Европы с фактами российской действительности может родиться в России социалистическое общество.

Источник: Философия: учебник / Л.Н. Кочеткова, Л.Ф. Матронина, Е.В. Гладышева и др.; под общ. ред. д-ра филос. наук Л.Н. Кочетковой. – М.: МИРЭА, МГУПИ, 2015. – 356 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: