Характеристика философских взглядов М.В.Ломоносова и А.Н.Радищева

 

Ломоносов выдвинул догадку об эволюции растительного и животного мира, указывая на необходимость изучения причин изменения природы. В письме к Л. Эйлеру (1748) Ломоносов сформулировал закон сохранения вещества и движения. М. В. Ломоносов положил в основу объяснения явлений природы философское представление о материи, состоящей из мельчайших частиц – «элементов» (атомов), объединенных в «корпускулы» (молекулы). Свойствами материи, по Ломоносову, являются: протяженность, сила инерции, форма, непроницаемость и механическое движение. Он считал, что «первичное движение» существует вечно. Рациональное обоснование атомистических положений, по его мнению, не противоречит религиозной вере, ибо «метод философствования, опирающийся на атомы» не отвергает «Бога-творца», «всемогущего двигателя». Нет никаких других начал, «которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность материи и всеобщего движения». Отводя в познании большое место опыту, Ломоносов в то же время полагал, что лишь соединение эмпирических методов с теоретическими обобщениями может привести к истине.

 

Он предложил вести преподавание в университете на трех факультетах: юридическом, медицинском и философском.

 

В трудах и образовательных проектах Ломоносова представлена светская, нерелигиозная трактовка философии, отличающейся от религии своей предметной областью и методологией.

 

Исторические и философские понятия отражают, по Ломоносову, изменения, происходящие в мире, отсюда необходим их периодический пересмотр. История познания, таким образом, в определенном смысле и есть история образования понятий.

 

Суть познания и состоит в том, чтобы учитывать разнокачественность идей, не перескакивая «без разбору» от одного понятия к другому. В этом также заключается механизм соотнесения опыта и гипотез.

 

Философские идеи европейского Просвещения XVIII в. получили яркое отражение в творчестве Александра Николаевича Радищева (1749—1802).

 

Радищев был озабочен в то же время тем, чтобы превратить крестьянина в «истинного гражданина», установить республиканское «равенство во гражданах», отбросив табель о рангах, придворные чины, наследственные привилегии и т. п. Теоретической основой республиканских и демократических устремлений Радищева был просветительский вариант теории естественного права, взятый на вооружение многими европейскими современниками. Радищев осуждал революционный террор, считал, что наиболее радикальные воплощения «вольности», рожденной в эпоху французской революции 1791 г., чреваты новым «рабством».

 

Однако верно также и то, что Радищев подмечал слабость и ограниченность некоторых положений метафизики материализма и не был сторонником идеалистического понимания природы человека. Так, признавая убедительность аргументов материалистов в пользу смертности человеческой души (из опыта мы имеем возможность судить о том, что душа прекращает свое существование со смертью телесной организации человека), он в то же время высказывал критические суждения в их адрес. Например, сознавая важность материалистического положения Гельвеция о равенстве способностей людей, согласно которому умственные способности детерминированы не природными качествами человека, но исключительно внешней средой, Радищев вместе с тем считал такой подход односторонним. «Силы умственные», по Радищеву, зависят не только от формирующего воздействия внешней среды, но и от заложенных в самой природе человека качеств, от его физиологической и психической организации.

 

Радищев вводит свое альтернативное понятие «опыт разумный». «Разумный опыт» дает сведения о «переменах разума», представляющего, в свою очередь, не что иное, как «познание отношения вещей между собой». «Разумный опыт» у Радищева тесно связан также с «чувственным опытом». Они сходны в том, что всегда находятся в сопряжении с «законами вещей». При этом подчеркивается, что «бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе».

 

Понятие «человек» – центральная категория в философии Радищева. Преимущественно в «человеческом измерении» рассматривал он и проблемы бытия и сознания, природы и общества.


21. Философские и социологические взгляды славянофилов и западников.

30-е – 40-е гг. XIX века были отмечены дискуссией между западниками и славянофилами. Спор о путях развития России.


22. Характеристика философских взглядов В.Г.Белинского и Л.И.Герцена.

 Он считал, что философия может сыграть роль упорядочивающего и гармонизирующего начала жизни только в том случае, если будет опираться в своих обобщениях на естествознание. Но данные наук, лишенные мировоззренческого и методологического философского синтеза, рискуют оставаться мертвой совокупностью разрозненных фактов. Отвергая агностицизм, Герцен считал несостоятельным стремление установить границы познания. Придавая большое значение чувственно-эмпирическому познанию, он в то же время возражал против недооценки активности самого разума. Истинное познание, по Герцену, – это единство опыта и умозрения. Герцен постоянно говорит, что познание – не самоцель, а средство для изменения жизни, что человек не может отказаться от участия в «человеческом деянии» и должен действовать в своем месте, в своем времени.

 

В философии истории Герцен явился сторонником такой позиции, согласно которой социальное развитие – это неподвластный никакому предопределению процесс, направляемый стремлением людей к самопознанию и сознательной деятельности во имя свободы.


23. Философские взгляды Н.Г.Чернышевского.

 

Он отстаивает утверждение о материальном единстве мира, о естественном взаимодействии человека с природой как основой его сознания и социального существования. Он считает, что мышление, теоретическое познание должно опираться на чувственный опыт человека. В науке, особенно естественной, Н.Г. Чернышевский видит двигатель общественного прогресса. Разрабатывая антропологический принцип, Чернышевский считал индивида первичной реальностью, а общество – множеством отдельных людей, взаимодействующих друг с другом. При этом он полагал, что законы функционирования общества являются производными от законов частной жизни людей. Последовательное проведение антропологического принципа привело Н.Г. Чернышевского к обоснованию принципов социализма (общечеловеческий интерес реализуется в интересах трудящихся классов, т. е. большинства общества). В вопросах теории познания он также решительно отстаивал материализм, критикуя агностицизм и субъективный идеализм. В этической части своих рассуждений он придерживался принципа «разумного эгоизма», согласно которому поступки человека должны согласовываться с его внутренними побуждениями и склонностями. Личное счастье, по Н.Г. Чернышевскому, должно согласовываться с общим благополучием; «одинокого счастья нет». Анализируя эстетическую проблематику, Чернышевский обосновывал тезис «прекрасное есть жизнь». Объективность красоты определяет невозможность соперничества искусства с живой действительностью.

 

При исследовании опыта социальных движений в Западной Европе Н.Г. Чернышевский обращал внимание на «практическое бессилие» буржуазного либерализма; он считал, что такой либерализм является серьезной помехой российскому революционному движению. По его мнению, только трудящиеся массы заинтересованы в коренных общественных преобразованиях. Он полагал, что возможность избежать капитализма является реальной. Эта возможность связывалась им с русской крестьянской общиной. Крестьянская народная революция должна привести к ликвидации помещичьей собственности на землю. Сама же революция должна быть подготовлена организацией революционеров.


24. Философия В.С.Соловьева.


25. Философия Н.А.Бердяева

Бердяевым был внесен значительный вклад в развитие философии XX века. Не стремясь делать глубокий анализ многообразным формам его размышлений о философии, кратко опишем его вклад в развитие данной отрасли:

 

Он выдвинул идеи о свободе, как об области, которая предшествует и Богу и бытию.

Он рассматривал идеи о творчестве, основы которого находятся в начальных формах свободы, которые формируют и определяют бытие.

Им была выдвинута и развита антропологическая идея о существовании у человека личности, которая является воплощением непосредственно творческих паттернов свободы.

Им была широко освещена идея об истории, как о форме существования личности с творческими способностями, которая при этом обладает свободой.


26. Бытие и материя как философские и естественно-научные категории.

Каково же содержание философской проблемы «БЫТИЕ»? Для ее раскрытия можно выделить ряд положений:

 

1. Объективная реальность – это мир физических состояний, материальный социоприродный мир. Окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть.

2. Субъективная реальность – это мир психологических состояний, мир сознания, духовный мир человека.

3. Окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе.

4. Материя и дух – единые. Но в тоже время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть.

 

Данные положения (признаки) обобщаются понятием "субстанции".

СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — то, что существует самостоятельно, само по себе, иначе это самостоятельная сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.

Таким образом, БЫТИЕ – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

 

Основными ФОРМАМИ БЫТИЯ являются:

1. Материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира.

2. Идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия.

3. Человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире.

4. Социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

 

Среди бытия также выделяются:

1. Ноуменальное бытие (от слова «ноумен» - вещь сама по себе) – бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны.

2. Феноменальное бытие (от слова «феномен» - явление, данное в опыте) – кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект. Практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и феноменальное бытие совпадают.

 

Категорией, противоположной бытию, является НЕБЫТИЕ – полное отсутствие чего либо, абсолютное ничто.

Небытие – состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему   Например, люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.

 

2 вопрос. Формирование научно-философского понятия МАТЕРИИ.

 

Категория "МАТЕРИЯ" введена в философию для обозначения объективной реальности. Существует несколько определений этой философской категории, но в качестве базовой можно рекомендовать следующую: МАТЕРИЯ – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.

 

В философии существуют следующие ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ МАТЕРИИ:

1. Материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы - дух, человек, общество – порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие;

2. Объективно-идеалистический подход – материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа;

3. Субъективно-идеалистический подход – материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен – кажущее явление, «галлюцинация») субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа;

4. Позитивистский – понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

5. В современной российской науке, философии (как и советской) утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия- дух, человек, общество – проявления материи и производны от нее.

 

ЭЛЕМЕНТАМИ СТРУКТУРЫ "МАТЕРИЯ", каждый из которых имеет несколько уровней, являются:

1. Неживая природа.

2. Живая природа.

3. Социум (общество).

 

 

Характерными ЧЕРТАМИ МАТЕРИИ являются:

1. Наличие движения. ДВИЖЕНИЕ – неотъемлемое свойство материи.

Выделяются:

а) Механическое движение.

б) Физическое движение.

в) Химическое движение.

г) Биологическое движение.

д) Социальное движение.

 

2. САМООРГАНИЗАЦИЯ. Материя имеет способность к самоорганизации – созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Учение о самоорганизации материи получило название СИНЕРГЕТИКИ.

 

3. МАТЕРИЯ имеет расположение во времени и пространстве.

ВРЕМЯ – форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе из развития.

ПРОСТРАНСТВО – форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

 

4. Способность к ОТРАЖЕНИЮ является всеобщим свойством материи, заключающимся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. ОТРАЖЕНИЕ – способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем.

Отражение бывает:

а) Физическим.

б) Химическим.

в) Механическим.


27. Движение как форма бытия и материи. Движение и покой.

 

В философском энциклопедическом словаре 1989 года отсутствует философская категория и определение понятия «покой». Вероятно, это обстоятельство связано с тем, что всё в мире движется, происходит и изменяется. Нет ничего такого, что бы не двигалось и не изменялось. Мы представляем себе движение как атрибут материи.


28. Пространство и время.


29. Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии. Основные этапы развития диалектики.

 

Диалектика зародилась в древней философии. В своем развитии она прошла ряд этапов. Впервые термин диалектика появился в древнегреческой философии: «диалего» в переводе с древнегреческого означает «ведение беседы вдвоем». Поэтому древнегреческая диалектика, «диалектика Сократа — Платона» означала умение вести разговор так, чтобы вскрывать противоречия в суждении противника и таким путем находить истину.

 

Первый этап — стихийная диалектика древней философии. В то время речь шла еще не о развитии как возникновении качественно новых явлений, а об изменении, взаимопревращении предметов и явлений.

 

В этой «наивной» диалектике содержался зародыш последующего более широкого понимания диалектики как учения, рассматривающего не только мир понятий, но и объективную действительность в движении, развитии, противоречии. В «наивной» диалектике развитие мира трактовалось как борьба двух начал, а иногда и более («добра и зла»; «любви и ненависти»; «огня и воды»; «воздуха и земли»), формировались идеи вечного изменения.

Метафизика — учение, которое понимает мир как неизменный в своей основе. Вся последующая история диалектики — это история его борьбы с метафизикой. Метафизический взгляд на мир был высказан философами древнегреческой элейской школы. Они утверждали, что, мир по существу, неподвижен — и что чувства, свидетельствующие о движении вещей, нас обманывают.

 

Второй этап — представления о развитии в средневековой философии. Христианская религиозная философия в целом не принимала диалектику, считала, что в мире не существует взаимопереходов и промежуточных состояний. Этот стиль мышления выразился в одном из поучений Иисуса Христа: «Да будет слово ваше: да — да, нет — нет, а что сверх того, то от лукавого». В то же время в философии неоплатоников содержались отдельные идеи мистической диалектики (эманация, то есть нисхождение душ от бога к миру и восхождение их обратно, от мира к богу). Своеобразное развитие общества от Адама до Страшного суда признает Августин Блаженный в трактате «О Граде Божьем». Настоящее возрождение диалектики начинается в эпоху Возрождения (ХIV — XVI века). Это прежде всего учение Николая Кузанского о совпадении абсолютного минимума и абсолютного максимума.

 

Третий этап — представления об изменении и развитии в философии Нового времени. В это время возникает экспериментальное естествознание, которое начинает огромную работу по сбору научных фактов. Описываются биологические виды, химические вещества, геологические породы, исследуются законы механики и гидравлики и т. п. На первом, описательном, этапе формирования естественных наук процессы развития были еще незаметны, так как для их изучения необходимо было располагать очень большим объемом фактических данных о той или иной области реального мира (физических, химических, биологических, социальных процессах). Стиль мышления ХVII — XVIII веков был в основном метафизическим, то есть антидиалектическим. Коперник, Кеплер и Галилей считали, что Солнечная система неизменна, всегда остается одной и той же. Ньютон полагал, что во Вселенной вечно происходит механическое движение физических тел, и никаких качественно новых состояний в мире не возникает. Линней думал, что биологические виды неизменны, вечно остаются одинаковыми. Адам Смит тоже не видел в обществе классического капитализма никаких механизмов развития: экономика вечно будет функционировать так же, как и сейчас. Идея неизменности мира отрицает учение о развитии, диалектику. Это своеобразная «болезнь роста» европейской науки Нового времени.

 

Четвертый этап — проникновение диалектики в науку в XVIII — XIX веках. Проникновение в естествознание идеи развития начинается с небулярной гипотезы Канта — Лапласа, согласно которой солнечная система не всегда была такой, какова она сейчас, а возникла из газовой туманности. В геологии идею развития обосновал Чарльз Лайель (1797 — 1875). В физике Джемс Прескотт Джоуль (1818 — 1889) и Юлиус Роберт Майер (1814 — 1878) открыли закон сохранения и превращения энергии, показывающий, что одни физические формы движения (теплота, магнетизм, электричество) могут преобразовываться в другие в процессах изменения и развития. Тем самым обнаружилось, что различные формы движения не изолированны, а переходят друг в друга. Теодор Шванн (1810 — 1882) и Маттиас Якоб Шлейден (1804 — 1881) разработали теорию клеточного строения живых организмов, которая подтвердила, что все живое имеет общее происхождение. В биологии поэтапно сформировалась теория эволюции живого. Карл Линней (1707 — 1778) еще считал биологические виды абсолютно статичными, неизменными. Жорж Кювье (1769 — 1832) в своей теории катастроф уже утверждал, что старые виды все же исчезают, а новые возникают, но происходит это каким-то непонятным образом во время гигантских планетарных катастроф. Жан Батист Ламарк (1744 — 1829) создал первую целостную теорию биологической эволюции, в которой попытался раскрыть механизмы изменения видов. Наконец, Чарльз Дарвин (1809 — 1882) разработал классическую теорию эволюции, которая принимается подавляющим большинством ученых до сих пор. Идея прогрессивного развития проникла в общественные науки. Первым ее сформулировал французский математик и историк Мари-Жан Кондорсе (1743 — 1794) в трактате «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума». В начале XIX века Огюстен Тьерри (1795 — 1856) и ряд других историков открыли общественные классы и классовую борьбу, которую признали основной движущей силой общественного развития.

 

Пятый этап формирования учения о развитии — немецкая классическая философия, в первую очередь философия Шеллинга и Гегеля. Представители этого течения пытались противопоставить метафизическому мировоззрению на мир идею всеобщего развития. Гегель сумел впервые в истории науки представить весь мир как целостную развивающуюся систему. Гегель представлял всемирный процесс развития как процесс саморазвития «абсолютной идеи», т. е. ограничивал диалектику диалектикой мышления. Идеалистический характер учения Гегеля (развивается не материальный мир, а абсолютная идея) делает его диалектику ограниченной и не до конца последовательной.

 

Шестой этап — это концепция диалектического и исторического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса. Они впервые дали развернутую материалистическую интерпретацию философского учения о развитии. В марксизме диалектика опирается на конкретно-научные представления о процессах развития в природе и обществе.

 

Седьмой этап — концепция развития в философии ХХ века. В это время идея развития существует не только в философии, как во времена Гегеля, и не только в отдельных естественно-научных теориях. Теперь диалектические представления пронизывают все основные науки, научное знание в целом. Теория расширяющейся Вселенной описывает историю развития Метагалактики. Пути развития в локальных областях, отдельных частях мира исследуют неравновесная термодинамика, синергетика, теория диссипативных структур И. Р. Пригожина. Ряд химиков-теоретиков считают, что современный этап развития этой науки — эволюционная химия. Механизмы развития химической формы материи были глубоко проанализированы, например, в классической работе профессора МГУ А. П. Руденко «Теория саморазвития открытых каталитических систем» (1969). Процессы перехода к биологической форме материи изучались в концепциях возникновения жизни на Земле. Современная форма дарвинизма — синтетическая теория эволюции — вскрывает процессы развития живого, привлекая для этого генетику, молекулярную биологию и другие отрасли естественных наук, возникшие в ХХ веке. Становятся все более полными знания о происхождении человека и о развитии современного общества.

 

30. Закон единства и противоположностей.

Он раскрывает источник всякого развития. Чтобы понять закон, необходимо ввести категории.

Тождество характеризует совпадение, равенст­во, одинаковость объектов.

Различие - это философская категория для отра­жения несходных, неодинаковых, несовпадающих объектов и их сторон. Диалектика рассматривает тождество и разли­чие в неразрывном единстве друг с другом. Различие может быть существенное и несущественное. Когда оно сущест­венное, то говорят о существование противоположности.

Противоположность - это существенные, взаимосвязанные, взаимоисключающие и взаимопрони­кающие стороны конкретных явлений и предметов, из ко­торых складываются и состоят предметы как единое целое.

Отношения между противоположностями носит ха­рактер противоречия.

Противоречие - это активное взаимодействие противоположностей, в результате которого одна из проти­воположных сторон ликвидируется и предмет переходит в новое качественное состояние. При этом у него возникают новые противоположности.

Основные этапы развития диалектического проти­воречия:

1. Возникновение различий.

2. Нарастание, накопление различий.

3. Превращение различий в противоположности.

4. Активное взаимодействие противоположностей.

5. Разрешение противоречий, в результате чего возникает новое качество.

Содержание закона состоит в том, что источником развития является борьба противоположностей, возникно­вение и разрешение противоречий, ведущих к исчезнове­нию старого и возникновению нового качества объектов.

Основные черты закона:

1. Объективность.

2. Всеобщность.

3. Единство противоположных сторон в предмете, причем противоположности в рамках единства играют разную роль: одна стремится сохранить единство, а другая его нарушить.

4. Относительность единства и абсолютность борь­бы противоположностей. Только в борьбе осу­ществляется переход объекта к новому качеству.

 

31. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

Он раскрывает способ осуще­ствления развития.

Уточним вначале основные категории закона.

Под качеством в обыденном смысле мы понимаем определенные свойства предметов, хотя и при утере этих свойств их качество в философском смысле не меняется. Качество в философском смысле - это внутренняя оп­ределенность предмета, неотъемлемая от его существова­ния и выражающая его сходство и различие с другими предметами. Например, качество стакана в том, что это со­суд для питья. Он может быть стеклянным, хрустальным, фаянсовым - от этого его качество не меняется. У предмета существует не одно, а много качеств, но одно всегда будет основным, ради чего данный предмет и создавался. Тот же стакан может выступать и в качестве сачка для ловли бабо­чек, и в качестве метательного снаряда при самообороне, и в других качествах. Но все это - побочные качества.

Количество - это объективная определенность вещи, безразличная к их качественной специфике. Оно яв­ляется выражением качественной однородности вещей, различающихся лишь со стороны их существования и из­менения в пространстве и времени. Количество выражается через субъективные форму, величину и число.

Новое возникает лишь в результате количественных изменений в предмете, причем только тогда, когда количе­ственные изменения переступят предел, именуемый мерой (мера - это граница вещи). Например, мера воды от 0° до 100°С,

Содержание закона в том, что постепенные коли­чественные изменения превращают предмет в новое каче­ство (постепенность относительна: от долей секунды - взрыв, до тысячелетий - формирование языка).

Процесс перехода от одного качества к другому со­вершается скачкообразно. Если попытаться квалифициро­вать скачки, то можно выделить:

одноактные скачки, имеющие четко очерченные гра­ницы (химическая реакция);

многоактные (сложные) - не имеют ярко выраженных четких границ (исторические формы общности людей, языковые изменения);

частичные (поверхностные) - не затрагивающие основ предмета, явления;

глубинные - затрагивающие в корне основы предмета (революция);

безнаправленные - переход одних видов энергии в другие (превращение воды в пар и обратно и другие).

 

32. Закон отрицания отрицания.

Этот закон показывает направление развития. Мы замечаем, что про­гресс всегда происходит через борьбу нового, нарождаю­щегося со старым, отжившим. Выясним эти категории.

Старое - это система, которая исчерпала свои возможности к дальнейшему развитию, утратила право на существование и должна уступить место новой системе.

Новое - это в широком смысле все, чего не было раньше. В философском смысле - это система, которая со­держит в себе объективную возможность для дальнейшего развития.

Новое устраняет все отжившее старое. Процесс упразд­нения старого новым называется диалектическим от­рицанием.









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: