Категории «сущность и явление». Их методологическое значение для физической культуры и спорта

 

Сущность - философская категория для обозна­чения внутренней устойчивой основы предметов или про­цессов объективного мира, определяющей собой их даль­нейшее развитие.

Явление - философская категория для обозначе­ния внешней, изменчивой стороны предметов и процессов объективного мира, выражающей собой сущность.

Сущность и явление связаны с внешним и внутрен­ним, устойчивым и изменчивым. Какой смысл мы вклады­ваем в понятия внешнее и внутреннее? Следует четко очер­тить границы этих понятий.

Внутреннее - с точки зрения пространства, это то, что расположено внутри чего-то. Также это то, что прису­ще природе данной вещи, что является необходимым для существования данной вещи. Например, прилив и отлив - сущность заключается во влиянии Луны. Таким образом, сущность может быть заключена как внутри, так и вне предмета или явления.

Диалектика сущности и явления:

· сущность более устойчива, явление более изменчиво;

· сущность проявляется через явления, то есть в каждом явлении представлена частичка сущности;

· процесс познания - это переход от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго по­рядка и так далее. Поэтому процесс познания сущности бесконечен.

Методология – сложное понятие и трактуется в науке в широком и узком смысле.

В широком смысле методология означает исходную философскую позицию научного познания, универсальную для всех научных дисциплин.

Методология в широком смысле – это философское учение о методах познания и преобразования действительности, учение о применении принципов мировоззрения к процессу познания.

Универсальной исходной позиций для всех наук является материалистическая диалектика, отрасль научных знания о наиболее общих законах развития природы, общества, человеческого мышления.

Материалистическая диалектика указывает путь познания как нечто постоянно развивающегося, движущегося единого целого. Диалектика формирует наиболее общие законы развития: единства и борьбы противоположностей, переход количества в качество, отрицания. Эти законы дополняются и конкретизируются такими философскими категориями как причина и следствие, необходимость и случайность, сущность и явление, содержание и форма и др.

Диалектика рассматривает все понятия в их органическом единстве и непрерывном процессе их возникновения и развития.

Исследователь, изучая сущность явления, с позиции диалектики раскрывает содержание явления в его взаимосвязь. Но этой основе вскрывает внешние противоречия, а затем их переход во внутренние. Показывает диалектику становления, развития противоречию и, в итоге, обнаруживает сущность изучения явления и условия его протекания.

В узком смысле методология означает теорию научного познания в конкретной науке. Методология педагогики, ТФК представляет собой систему знаний об основных и структуре педагогических теории, о способах получения научного знания, о методологических подходах к изучению педагогических явлений и процессов.

Ведущими подходами, составляющими методологическую основу исследования педагогических явлений является: системный, личностно-деятельностный и исторический, моделирование.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: