Сущность - философская категория для обозначения внутренней устойчивой основы предметов или процессов объективного мира, определяющей собой их дальнейшее развитие.
Явление - философская категория для обозначения внешней, изменчивой стороны предметов и процессов объективного мира, выражающей собой сущность.
Сущность и явление связаны с внешним и внутренним, устойчивым и изменчивым. Какой смысл мы вкладываем в понятия внешнее и внутреннее? Следует четко очертить границы этих понятий.
Внутреннее - с точки зрения пространства, это то, что расположено внутри чего-то. Также это то, что присуще природе данной вещи, что является необходимым для существования данной вещи. Например, прилив и отлив - сущность заключается во влиянии Луны. Таким образом, сущность может быть заключена как внутри, так и вне предмета или явления.
Диалектика сущности и явления:
· сущность более устойчива, явление более изменчиво;
· сущность проявляется через явления, то есть в каждом явлении представлена частичка сущности;
|
|
· процесс познания - это переход от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка и так далее. Поэтому процесс познания сущности бесконечен.
Методология – сложное понятие и трактуется в науке в широком и узком смысле.
В широком смысле методология означает исходную философскую позицию научного познания, универсальную для всех научных дисциплин.
Методология в широком смысле – это философское учение о методах познания и преобразования действительности, учение о применении принципов мировоззрения к процессу познания.
Универсальной исходной позиций для всех наук является материалистическая диалектика, отрасль научных знания о наиболее общих законах развития природы, общества, человеческого мышления.
Материалистическая диалектика указывает путь познания как нечто постоянно развивающегося, движущегося единого целого. Диалектика формирует наиболее общие законы развития: единства и борьбы противоположностей, переход количества в качество, отрицания. Эти законы дополняются и конкретизируются такими философскими категориями как причина и следствие, необходимость и случайность, сущность и явление, содержание и форма и др.
Диалектика рассматривает все понятия в их органическом единстве и непрерывном процессе их возникновения и развития.
Исследователь, изучая сущность явления, с позиции диалектики раскрывает содержание явления в его взаимосвязь. Но этой основе вскрывает внешние противоречия, а затем их переход во внутренние. Показывает диалектику становления, развития противоречию и, в итоге, обнаруживает сущность изучения явления и условия его протекания.
|
|
В узком смысле методология означает теорию научного познания в конкретной науке. Методология педагогики, ТФК представляет собой систему знаний об основных и структуре педагогических теории, о способах получения научного знания, о методологических подходах к изучению педагогических явлений и процессов.
Ведущими подходами, составляющими методологическую основу исследования педагогических явлений является: системный, личностно-деятельностный и исторический, моделирование.