Эстетическое сознание. Эстетика и спорт

Эсте́тика — философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.

1)СОЗНАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ — одна из форм общественного сознания, отражающая окружающий мир, разностороннюю деятельность человека, продукты его деятельности, произведения искусства в чувственно представимых и оцениваемых в суждениях вкуса образах.

Специфическая особенность эстетического сознания заключена в том, что взаимодействие человека и объективной действительности переживается, оценивается и мыслится здесь сугубо индивидуально, с точки зрения отношения к исторически детерминированным идеалам воплощения красоты и прекрасного в реальной жизни и искусстве. Эстетическое сознание, т. о., обусловливает и включает в себя художественное сознание, которое объективирует в себе как процесс создания, так и восприятия ценностей искусства. Оно имеет основы в психофизической и социальной природе человека. Если психика на неосознаваемом уровне предполагает определенный характер субъективных чувственных предпочтений, которые ведут к эстетическому наслаждению и перерастают в соответствующую потребность, то социальный уровень специализирует и то и другое, способствует их осознанности и социальной определенности.

Сложное по своей структуре эстетическое сознание основывается, в конечном счете, на многостороннем эстетическом отношении человека к действительности. Своим фундаментом оно имеет вызывающее, как писал Кант, свободную игру «воображения и рассудка» сочетание содержательных выразительно-изобразительных форм, которые люди различают в окружающей их природной и общественной реальности. Согласно марксистской философии, определяющее значение в этих отношениях принадлежит самой объективной действительности, в то же время важную роль играет и исторически детерминированный субъективный фактор. К нему относятся эстетические оценочные суждения, открываемые людьми «законы красоты», образующие эстетический идеал.

Эстетическое сознание по своему составу и структуре представляет как бы подымающуюся вверх лестницу. Образующие его части: эстетические эмоции, чувства, восприятия, вкусы, потребности, идеалы, взгляды, категории и теории — между собой взаимосвязаны и взаимозависимы. Вполне понятно, что при этом в эстетическом отношении в равной мере переживаются и оцениваются как позитивные стороны действительности, так и негативные. Эстетические чувства формируют соответствующие потребности, которые регулируют действующий на начальной стадии, стихийно развивающийся, но так или иначе упорядоченный вкус. Нечто подобное происходит и с теми идеальными представлениями, которые осознаются и систематизируются в качестве исторически конкретного эстетического идеала.

Само по себе сознание, связанное с чувственной представимостью эстетического идеала, крайне многозначно, тем не менее, оно способно получить логическое и однозначное оформление на интеллектуальном уровне эстетических взглядов и теории. Последние непосредственно соотносятся не только с чувствами, но и с мировоззрением людей и существуют в русле эстетических категорий, которые охватывают как наиболее общие проявления эстетического в жизни и искусстве, так и саму область эстетического сознания. В орбите эстетического сознания возможны самые разнородные прямые и обратные связи между составляющими его чувственными и рациональными ступенями. Так, мировоззрение, опирающееся на чувственные реакции человека, формирует убеждения личности, воздействует на вкус, во многом определяет установки творческого метода. В свою очередь, чувственно представляемые образы корректируют те отвлеченные идеи, которые входят в идеал и материализуются в художественных произведениях.

Сам смысл и назначение эстетического сознания состоит в том, чтобы обеспечивать каждому человеку достижение внутренней гармонии между разнородными сторонами жизни, сводить воедино чувственные и рационально-интеллектуальные аспекты существа человека. Формирование эстетического сознания, как и обеспечивающая его система эстетического воспитания, в наши дни является делом первостепенной общественно-политической важности, что неоднократно подчеркивалось в партийных документах.

2)Среди наук о спорте эстетика спорта занимает все более важное место.

В первую очередь это объясняется тем. что в спорте эстетическое проявляется очень широко.

Во-первых, спорт в настоящее время является одним из эффективных средств и условий эстетического воспитания, формирования эстетических чувств, вкусов и потребностей у широких слоев населения.

Во-вторых, эстетическое в спорте все более широко проявляется как его неотъемлемый компонент, о чем свидетельствует возникновение и быстрое развитие таких видов спорта. как фигурное катание на коньках, танцы на льду, художественная гимнастика и др.

В-третьих, современный спорт выступает как зрелище, в котором важное место занимает эстетический аспект, а организация спортивных мероприятий требует знания и учета закономерностей эстетического восприятия.

В-четвертых, для эффективного функционирования спорта требуется своя, особая предметная среда, которая также должна быть эстетически осмыслена и освоена.

Эстетическое содержание спорта обнаруживает себя все более по мере того, как в нем воплощаются гуманистические идеалы. Поэтому именно в условиях современного демократического общества, когда каждый из его членов имеет достаточные возможности для свободного и разностороннего развития, в котором физическое совершенствование имеет важную и социально, и личностно значимую роль, красота спорта становится одним из наиболее притягательных факторов внимания к нему и участия в нем. По мере того как возрастает и выравнивается мастерство участников состязаний, эстетическая сторона спорта становится все зримее и оказывает непосредственное и все большее воздействие на его развитие. Она проявляет себя в совершенстве спортивного движения, в его технической и композиционной организованности, в высоком эмоциональном накале состязаний.

Эстетика спорта возникла и развивается, с одной стороны, как определенная эстетическая и философская дисциплина, а с другой стороны, как одна из наук о спорте.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: