Концепции человека в истории философии
Философская антропология – философское учение о человеке (философия человека) издревле (начиная с древневосточной и античной философии) занимала умы мыслителей. Это обусловлено тем, что человек есть чудо мироздания. Именно в нем совмещаются два противоположных начала: «душа» и «тело», дух и материя. Именно он, не только познает мир как сущее, стремясь понять его внутреннюю логику, но и пытается понять смысл собственного существования.
И. Кант, занимаясь философией, пришел к выводу, что в философии существует всего три вопроса, на которые она призвана ответить:
· что я могу знать?
· на что я могу надеяться?
· что я должен делать?
Все они покрываются одним: ч то такое человек? А французский философов, биолог, палеонтолог и антрополог П. Тейяр де Шарден утверждает, что человек является «осью и вершиной эволюции» и «расшифровать человека, значит, в сущности, попытаться узнать, как образовался мир и как он должен продолжать образовываться».
Философская антропология – наука о сущности и сущностной структуре человека, его основных отношениях к:
· природе;
· обществу;
· самому себе;
· о его происхождении;
· социальных и метафизических основаниях существования;
· о законах своего бытия.
Философы античности длительное время рассматривали человека как образ Космоса, как «малый мир», микрокосм. Человеческое (духовное) и природное то и дело отождествлялось. Но начиная с Сократа, человек понимается как комбинация души и тела.
Человек имеет:
· тело (дом для души);
· душу (состоит из разума и нравственности).
Задача человека – всегда стремиться к нравственному совершенству на основе познания истины.
Демокрит – представитель материалистического монизма в учении о человеке, в противовес Сократу, утверждал, что человек – часть природы и, как вся природа, состоит из атомов. Душа также состоит из атомов. Вместе со смертью тела наступает смерть души.
Платон, ученик Сократа, стоял на позиции антропологического дуализма души и тела:
- душа – есть субстанция, которая делает человека человеком;
- тело - враждебная душе материя;
- душа тяготеет к трансцендентному миру идей, она вечна;
- тело смертно; в этом единстве и борьбе души и тела состоит вечный трагизм человеческого существования, т. к.
а) телесность ставит человека в животный мир, а
б) душа возвышает его над миром.
Аристотель (384-322 гг. до н. э.) настаивает на единстве души и тела. Одновременно он:
1) отмечает социальную природу человека, отличающую его от животного. Человек рассматривается как существо общественное, государственное, политическое;
2) подчеркивает разумность человека «человек и есть в первую очередь ум». Таким образом, социальность и разумность – две основные характеристики человека. (человек, по Аристотелю, - это общественное животное, наделенное разумом);
3) подходит вплотную к формированию положения о деятельностной сущности человека;
4) в плане соотношения общества и личности примыкает к методологическому коллективизму и выступает за экономический индивидуализм.
Итак, природа человека двойственна, она состоит из двух частей – души и тела.
В философии Средневековья человек рассматривается как образ Бога. Душа есть дуновение самого Бога. Человек оценивается с позиции не разума, а сердца. Человек представляет собой великую троицу — разума сердца и воли. Это три составляющих его внутреннего мира. Но главное размежевание проходит не столько между телом и душой, сколько между «плотским человеком» и «духовным человеком».
В социальном плане человек—пассивный участник божественного порядка, существо ничтожное по отношению к Богу.
Главная задача для человека – приобщиться к Богу, обрести спасение в день Страшного суда.
Августин Блаженный в учении о человеке многое берет от Платона.
1. Человек— это противоположность души и тела, которые являются независимыми. Человек - разумная душа, которая пользуется земным телом.
2. Человек— свободная личность, связанная с Богом. Свобода её состоит в выборе между добром и злом. Зло коренится в человеческой природе, а Бог—творец гармонии, добра, благодати, любви.
3. Личность несет ответственность за свои поступки. Любой человек—личность (даже ребенок впервые понимается как личность)
Фома Аквинский использует философию Аристотеля для обоснования своего учения о человеке.
1. Человек –это промежуточное существо между животными и ангелами.
2. Душа и тело едины, Душа является «двигателем» тела, определяющим сущность человека.
3. Человек есть личностное единство души и тела.