Философия эпохи Возрождения

Ставит человека на земную основу, она отмечает естественное стремление человека к добру, счастью и гармонии. Единство души и тела – это преимущество человека перед другими существами.

Философия проникнута пафосом гуманизма, автономии человека, верой в его безграничные возможности. Человек есть чувствующее тело с характерными для него многочисленными эстетическими достоинствами.

Пико делла Мирандола утверждает, что:

1) человек занимает центральное место в мироздании, т. к. он причастен всему земному и небесному;

2) человек—сам творец своего счастья или несчастья, это обусловлено свободой выбора и творческими способностями.

Философская антропология Нового времени формируется под влиянием зарождающихся капиталистических отношений, научного знания и новой культуры (гуманизма).

Т. Гоббс (1588-1679) противопоставляет человека и общество. В противоположность Аристотелю, утверждает, что человек—существо не общественное. Напротив, «человек человеку—волк», а «война всех против всех» является естественным состоянием общества. Глубинная основа такого состояния—всеобщая конкуренция между людьми в условиях новых экономических отношений.

Р. Декарт (1596—1650)—основатель рационализма, считает, что человек состоит из двух разнокачественных субстанций—души и тела. Тело и душа не имеют ничего общего. Тело простирается, а душа мыслит. Специфика человека усматривается в разуме и мышлении. Человек—это разумное существо.

Для французских материалистов XVIII века характерны:

1) механистический взгляд на человека: человек—машина.

Ж. Ламетри (1709—1751) утверждает, что существует лишь единая материальная субстанция, а человеческий организм—это самостоятельно заводящаяся система, подобная часовому механизму;

2) человек, как продукт природы, абсолютно детерминированный её законами.

П. Гольбах (1723—1789) подчеркивает, что человек не может даже в мыслях выйти из природы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: