Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – немецкий философ
Труды Г.: «Феноменология духа» (1807) (заявлена тема историчности человеческого существования и показано, что путь к свободе лежит через самопреодоление). «Наука логики» (1812-1816). (доказательство тождества бытия и мышления) «Энциклопедии философских наук» (1817) (начинает с логики и продолжает философией̆ природы, завершает систему философией̆ духа).
Система философии Г.:
1) логика, изображающая разум или идею в её бытии в себе;
2) философия природы, изображающая ту же идею в её инобытии;
3) философия духа, изображающая идею в её бытии в себе и для себя.
Система, которую выстраивает Г., подчинена единому принципу, из которого выводится абсолютно все: «Все действительное – разумно, все разумное – действительно». Принцип тождества бытия и мышления, лежащий в основе гегелевской системы, позволяет рассмотреть мышление не как неподвижную и неизменную первооснову, а как непрерывный процесс познания, восходящий от одной ступени к другой, более высокой. Мышление представлено не как индивидуальная способность человека разумно познавать мир, но как независимая от человека и человечества абсолютная сущность природы, человека, всемирной истории. Вместе с тем, мышление находится не вне мира, а в нем самом как его внутреннее содержание, про- являющееся во всем многообразии явлений действительности.
В философии всемирной истории Г. разумность торжествует. Внешне противоречивый ход истории, наполненный столкновениями действий и целей отдельных личностей, целых народов и их правительств образует для философии лишь материал, свидетельствующий о превосходстве позиции разума, способного встать над интересами и мнениями особых участников исторического процесса и увидеть в качестве цели и результата всеобщее. В этом отношении существенную роль играет именно позиция философского разума, который сам не участвует в исторических действиях, зато подводит итог историческим свершениям и демонстрирует себе, что если не действия людей, то сам результат истории оказывается всегда разумным. Как афористически высказывает это Г.: «Кто разумно смотрит на мир, на того и мир смотрит разумно».
Однако, с другой стороны, цели разума не осуществляются автоматически, сами собой или только в самом разуме, для своего осуществления разум нуждается в деятельности людей. Человеческие стремления, интересы, страсти и вытекающие из них поступки, зачастую далёкие от осмысленности и разумности, составляют неотъемлемую ткань исторического процесса. «Ничто великое в мире не совершалось без страсти».
То, что при этом конечный результат отличается от того, к чему стремились и чего желали достичь своими действиями сами люди, Г. называет «хитростью разума», который, используя людские стремления, заставляет их осуществлять в итоге именно свои, разумные цели. Человеческие страдания есть цена, которую человечество должно уплатить за то, чтобы человеческая разумная цель стала реальностью.
Всемирная история — это не арена счастья, напротив, как раз те люди, Г. называет их всемирно-историческими личностями, которые максимально выражают в своих действиях цели всеобщего духа, приносят себя в жертву истории и оказываются глубоко несчастными в своей личной судьбе. Главное для истории — это именно деятельность людей, прокладывающая дорогу разуму и при этом позволяющая им осуществлять свою собственную свободу.
«Конец истории» — это конец именно философии истории, которая продемонстрировала разумность истории и тем самым примирила человека с его исторической судьбой. Своё дальнейшее развитие человеческий дух должен искать уже не в исторических деяниях, а в вечных творениях искусства, в религии как такой области, «в которой народ выражает своё определение того, что он считает истинным», или же в философии, т. е. в области абсолютного духа.






