Иммануил Кант (1724–1804) – самый старший из блестящей плеяды немецких философов, именно к его идеям чаще всего обращается философская мысль XX века. Вопросы, поставленные им, были столь глубоки и нетривиальны, что из поисков ответов на них выросла вся современная философия, такие различные направления, как позитивизм, феноменология, экзистенциализм.
Вопреки традиционным взглядам на познание в философии Нового времени, К. пришел к выводу, что знание неоднородно, есть разные объекты познания, которым соответствуют различные типы познавательной деятельности, не сводимые друг к другу. Более того, есть духовные способности, не сводимые к познанию, а само познание не есть пассивный отпечаток природы или простое созерцание врожденных идей.
Прежде всего, К. различает не зависящий от наших ощущений и мышления мир – мир «вещей в себе». Для теоретического познания мир вещей в себе закрыт. Однако существует мир феноменов, явлений – мир чувственных предметов, мыслимых рассудком. Человеческая способность познания феноменов безгранична, считает К. Согласно его концепции, в нашем знании всегда присутствуют априорные и апостериорные элементы.
Априорное (a priori – из предшествующего) знание предшествует опыту и независимо от него. его нельзя отождествить с врожденными идеями, поскольку оно не существует само по себе, а лишь «оформляет» чувственность. Кроме того, само понятие «врожденности» уже предполагает источник возникновения априорного знания, что выводит нас за рамки феноменов, невольно обращает к «вещам в себе».
Апостериорное (a posteriori – из последующего) знание – знание, получаемое из опыта. Однако оно также не существует в чистом виде. Мир явлений, феноменов упорядочен с помощью всеобщих и необходимых форм чувственного созерцания и категорий рассудка.
Характеризуя взаимоотношение нашего опыта с миром «вещей в себе», К. пользуется понятиями «трансцендентальный» и «трансцендентный».
«Трансцендентальный» (transcendens – перешагивающий, выходящий за пределы), в понимании К., это относящийся к познанию, которое интересуется не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание возможно априори. Трансцендентальный – выходящий за пределы эмпирического опыта и организующий этот опыт с помощью априорных форм.
«Трансцендентный» означает «выходящий за пределы любого возможного опыта, находящийся по ту сторону теоретического познания»; это не столько предмет знания, сколько веры; непознаваемый.
Синтез чувственности и рассудка осуществляется с помощью силы воображения. Она проявляется в присоединении различных представлений друг к другу, в создании единого образа. Репродуктивная сила воображения проявляется в воспроизведении в памяти однажды созерцаемого. Синтетическая способность проявляется также в апперцепции, в «узнавании» человеческих представлений как тождественных соответствующим феноменам. Процедура узнавания применяется к самому себе как единому субъекту всех познавательных актов – К. назвал единство человеческого познающего Я трансцендентальным единством апперцепции. Процесс пзнания оказывается не воспроизведением «вещи в себе», а конструированием мира явлений: «рассудок не черпает свои законы (a priori) из природы, а предписывает их ей».
Билет 20. Понятие категорического императива и проблема свободы в философии Канта.
Позиция К. крайне радикальна. Все философы до К. пытались вывести нравственность из природы или показать ее обусловленность Божией волей. К. же считает, что сама идея Бога приобретает для человека безусловность благодаря практическому разуму. Нельзя пытаться обнаружить причины нравственности, ибо это нарушает границы автономии человека, его свободы, ведет в мир феноменов. Находясь в рамках практического разума, можно лишь обнаружить императивы (повеления) в душе человека, заставляющие его действовать независимо от неблагоприятного результата, часто толкающие его к поступкам, противоречащим даже его собственным желаниям. Удовольствие, счастье, желание, традиционно относимые мыслителями к целям нравственного поведения, К. в качестве таковых отвергаются. Нравственный поступок ценен сам по себе, он не зависит от человеческих желаний, которые приковывают человека к миру феноменов.
Нравственный императив – это императив категорический, он заставляет человека действовать несмотря ни на что, ни на какие условия. Его следует отличать от императивов гипотетических, предполагающих обусловленность поступка целью.
Гипотетический императив может выступать в форме правила уменья (в том случае, если цель ясна и нужны хорошие правила для ее достижения) или советов благоразумия (если цель, такая, например, как счастье, неопределенна). Практический разум существует независимо от философии, но с помощью философии он может лучше реализовывать себя. Наделенный умением отделять гипотетические императивы – от категорических, долг – от желания, нравственный закон – категорический императив К. – не содержит конкретных предписаний, он апеллирует к автономному субъекту, поэтому ничего не навязывает ему. Он говорит лишь о необходимости относиться к себе и к себе подобным как к субъектам свободной воли: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла всегда стать и принципом всеобщего законодательства». Кант формирует категорический императив и несколько по-другому: «относись к человечеству в своем лице и в лице всякого другого только как к цели, но никогда – как к средству».






