Категории философии — это основные, наиболее общие понятия, отражающие существенные свойства, черты предметов и явлений действительности, закономерные связи и отношения реальности, позволяющие познать и преобразовать ее. Философские категории находятся между собой в определенной связи и представляют собой открытую развивающуюся систему, которая строится на основе единства исторического и логического.
Единичное, особенное и общее - философские категории, выражающие объективные связи мира и характеризующие процесс его познания. Разберем каждую из категорий отдельно.
Всеобщее (общее) - сходное, отвлеченное от единичных и особенных явлений свойство, признак, на основании которого предметы и явления объединяются в тот или иной класс, вид или род (т. н. абстрактно-всеобщее). Это единство в многообразии, это закон, связующий многообразие явлений в систему (т. н. конкретно-всеобщее).
Категории «необходимость и случайность». Их методологическое значение для физической культуры и спорта.
Необходимость и случайность, соотносительные философские категории, выражающие типы связи, которые определяются существенными и привходящими факторами. Необходимость — вещь, явление в их всеобщей закономерной связи; отражение преимущественно внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений действительности, основных направлений её развития: выражение такой ступени движения познания в глубь объекта, когда вскрываются его сущность, закон; способ превращения возможности в действительность, при котором в определенном объекте при данных условиях имеется только одна возможность, превращающаяся в действительность.
Случайность — отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности; выражение начального пункта познания объекта; результат перекрещивания независимых причинных процессов, событий; форма проявления необходимости и дополнение к ней.
Необходимость - то, что должно быть. Случайность - то, что может быть.
Необходимость и случайность имеют важное значение в научном познании. Движение познания от явления к сущности соответствует аналогичному движению от наблюдения, изучения случайного к познанию необходимого, которое скрывается за случайным так же, как сущность за явлением. Одна из важнейших задач науки — предвидение хода различных событий, основой которого является познание как необходимых, так и случайных процессов, особенно для физической культуры и спорта.
Категории «содержание и форма». Их методологическое значение для физической культуры и спорта.
Содержание — это совокупность элементов и процессов, составляющих данное явления или предмет.
Форма — это структура содержания, внутренне присущая ему.
Содержание и форма находятся во взаимосвязи и взаимозависимости: содержание не существует без формы, а форма без содержания.
Содержание всегда оформлено, а форма - содержательна; содержание активно, форма - статична, она изменяется в зависимости от изменения содержания. Форма, порождается содержанием, в то же время она активно влияет на содержание, способствуя или замедляя его развитие; форма обладает относительной устойчивостью и самостоятельностью. Ликвидация старой формы и утверждение новой требует, порой, значительных усилий единство содержания и формы не исключает, а предполагает наличие противоречий между ними.
Понятия содержания и формы необходимы для корректной оценки и описания любого происходящего события, особенно это заметно на примере физической культуры и спорта.
Категории «возможность и действительность». Их методологическое значение для физической культуры и спорта.
Возможность — неосуществимая действительность. Реальная возможность — осуществление которой не противоречит объективным законам. Абстрактная возможность — возможность, для реализации которой нужно пройти целый ряд этапов. Невозможность (формальная возможность) — возможность, реализация которой противоречит объективной реальности (законам материального мира). Количественная мера возможности вероятность (степень необходимого возможного). Развитие — превращение возможности в действительность.
Возможность и действительность взаимосвязаны и переходят друг в друга. Но превращение их в природе существенно отмечается от их превращения в обществе, так как:
а) в обществе всегда (в силу его сложности) есть много разных возможностей и надо выбирать наиболее реальную;
б) возможность в обществе превращается в действительность при обязательном активном участии субъективных факторов (одних объективных предпосылок для такого превращения недостаточно);
в) в общественной жизни для превращения желанной возможности в действительность необходимо создавать условия, отказываться от одних и поддерживать, укреплять другие возможности.
От возможности следует отличать невозможность как то, что противоречит законам природы и общества и не осуществимо нигде и никогда.
Понятия возможности и действительности всегда необходимо отличать во избежание создания травмоопасных и просто неловких ситуаций, особенно это заметно на примере физической культуры и спорта.