Теория познания и её предмет

Познавательная деятельность человека в философии изучается гносеологией – учением о знании. Как одна из философских дисциплин она имеет свою специфику. Гносеология, теория познания – это раздел философии, в котором изучается природа познания, его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания.

Наряду с познавательными сторонами субъектно-объектных отношений предметом гносеологии могут выступать: специфика научного познания, обыденного повседневного знания, вненаучных видов познавательной деятельности человека и др. Основными категориями и понятиями гносеологии являются: познание и практика, субъект и объект познания, материальное и духовное, рациональное и иррациональное, эмпирическое и теоретическое познание, творчество и интуиция, вера, заблуждение, метод, факт, гипотеза, теория, принцип, научные проблемы и др. Впрочем, все эти понятия и категории в гносеологии объединены вокруг категории «истина» как центральной.

Процесс познания не возможен без объекта и субъекта. Объект познания – это то, на что направлена познавательная деятельность человека. Субъектом в гносеологии выступает социально сформированный человек (группа людей, общество, человечество в целом), который обладает культурой, языком, опытом, знаниями, методологией и методами познавательной деятельности. Человек постигает окружающий его мир, овладевает им различными способами.

По Гегелю, субъект и объект по существу тождественны друг другу, так как в основе действительности лежит саморазвитие абсолютного духа, который является абсолютным субъектом, имеющим в качестве объекта самого себя. Отсюда проистекает принцип совпадения диалектики, логики и Т. П. сформулированный Гегелем на объективно-идеалистической основе.

Проблемы истины в философии

Истина – это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал Ф. Бекон, знание – сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно. Истина есть знание. Но всякое ли знание есть истина? Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения,, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет, как уже отмечалось выше, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Еще Аристотель предложил его решение, в основе которого лежит принцип корреспонденции: истина – это соответствие знания объекту, действительности.

Р. Декарт предложил свое решение: важнейший признак истинного знания – ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира.

Д. Беркли, а позднее Мах и Авенариус рассматривали истину как результат совпадения восприятий большинства. Конвенциональная концепция истины считает истинное знание (или его логические основания) результатом конвенции, соглашения. Наконец, отдельными гносеологами как истинное рассматривается знание, которое вписывается в ту или иную систему знаний. Иными словами, в основу этой концепции положен принцип когерентности, т.е. сводимости положений либо к определенным логическим установкам, либо к данным опыта.

Существует ряд форм истины: обыденная или житейская, научная истина, художественная истина и истина нравственная. В целом же форм истины почти столько, сколько видов занятий. Особое место среди них занимает научная истина, характеризующаяся рядом специфических признаков. Прежде всего это направленность на раскрытие сущности в отличие от обыденной истины. Кроме того, научную истину отличает системность, упорядоченность знания в ее рамках и обоснованность, доказательность знания. Наконец, научную истину отличает повторяемость и общезначимость, интерсубъективность.

Уровни научного познания. Их соотношение в физической культуре и спорте.

Методология научного познания включает совокупность педа­гогических, психологических, экономических, социальных, куль­турных и других познавательных взглядов на процесс научного исследования, а также средства и способы познания. Особенно­стью научного познания является то, что оно совершается по раз­работанным методам, под которыми понимаются способы дей­ствия, необходимые для достижения цели.

Научная методология — учение о методах научного познания, познания объективных зависимостей и закономерностей в облас­ти физической культуры и спорта. Предметом познания является уровень сознательной или приписываемой упорядоченности по­знаваемой действительности в области физической культуры и спорта, целью познания становится использование или измене­ние этой упорядоченности,

Важной методологической установкой является определение значимости проблем, которые решает физкультурно-спортивная наука в стране и на мировом уровне. Например, наиболее важной проблемой для России является оздоровление подрастающего по­коления средствами и методами физической культуры и спорта. На международном уровне — подготовка высококлассных спорт­сменов и завоевание медалей высокой пробы на чемпионатах мира и Олимпийских играх

Всеобщие методы познания в физической культуре и спорте составляют:

-методы чувственного познания;

-методы обобщения и обособления, которые проводятся по признакам сходства и различия;

-методы описания, отражения познаваемого в словесной или иллюстрированной форме;

-методы объяснения, раскрытия содержания или сущности познаваемого


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: