Учение Платона об идеях

Учение Платона об идеях есть объективный идеализм, составной частью идеалистической его философии является учение о душе. Душа выступает в качестве начала, посредствующего между миром идей и чувственных вещей. Душа существует прежде, чем она вступает в соединение с каким бы то ни было телом. В своем первобытии она составляет часть мирового духа, пребывает в царстве вечных и неизменных идей, где истина и бытие совпадают, и занимается созерцанием сущего. Поэтому природа души сродни природе идей.

Платон вводит третье, наряду с материей и идеями, начало — душу космоса, космическую душу. Душа космоса — динамическая и творческая сила, источник движения, жизни, одушевленности, сознания и познания. Душа космоса объемлет мир идей и мир вещей, связывает их. Она побуждает подражать идеям, а идеи — присутствовать в вещах. Но чтобы объяснить оба мира, душа космоса должна быть внутренне противоречивой. И в самом деле, у Платона душа космоса состоит из трех частей: тождественного, иного и смеси тождественного и иного. При этом тождественное соответствует идеям, иное — материи, смесь тождественного и иного — соответствует вещам.

Если, таким образом, в «Тимее»: «наш космос есть живое существо, наделенное душой и умом, и родился он поистине с помощью божественного провидения» то этой жизнью он обязан только душе, которая является одновременно принципом движения и сознания, следовательно, платоновская натурфилософия требует понятия единой, оживляющей, движущей и представляющей всю вселенную мировой души.

Таким образом, мировая душа в качестве «единства в многообразии» родственна, с одной стороны, вечно равной себе сущности идеи, а с другой — вечной смене явлений. Поэтому в видимом мире всюду равномерность сочетается с изменчивостью. Душа сообщает миру равномерное и изменчивое движение, и оба эти движения соответствуют двум видам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: