Вопрос 5. Происхождение школ Древней Индии: связь с мифологией, деление на ортодоксальные и неортодоксальные

До нашего времени дошли сохраненные сокровища индийской философии, записанные на санскрите. Это произведение имеет общее название «Веды», т.е. знание, видение. Сборник включает в себя различные заклинания, обряды, воззвания, молитвы и т.д., обращенные к силам природы, а также это попытка истолковать окружающий мир человека с философской точки зрения.

Ортодоксальные школы остались верны философии «Вед». К ним относились такие, как Веданта, Санхья, Ньяя, Миманса, Иога и Вайшешика. Приверженцами этих течений считаются те, кто верит в продолжение жизни после ухода в иной мир.

Неортодоксальные школы не берущие древние «Веды» за основу своей философии. К ним относятся Буддизм, Чарвака-Локаята, Вед-Джайнизм. Приверженцы данной школы считаются атеистами, но джайская и буддийская школа все-таки исповедуют астику, так как верят в продолжение жизни после смерти.

Вопрос 6. Буддизм: история, теория и практика. Положение буддизма в современном мире.

Будди́зм (санскр.«Учение Просветлённого») — религиозно-философское учение о духовном пробуждении, возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни. В возрасте 29 лет (вскоре после того, как у него родился сын), не удовлетворенный жизнью, он покидает семью и уходит в «бездомность». После многих лет бесполезной аскезы он достигает пробуждения, т. е. постигает правильный жизненный путь, который отвергает крайности. Это открытие главного знания было как внезапное озарение, отсюда и новое имя принца – Будда; В раннем буддизме дхарма (закон, порядок, справедливость, истинность) – это само учение Будды о мире и о путях спасения человека. Спасение, учил Будда, состоит в достижении– полного умиротворения и спокойствия, которые наступают после того, как удастся преодолеть все человеческие желания, страсти и страхи. Буддийская доктрина долго существовала лишь в устной традиции, а канонические тексты были записаны через несколько столетий после возникновения учения. Со временем буддийская традиция окружила жизнь Будды множеством легенд, ему приписывалось творение чудес, а его фигура постепенно приобретала божественный характер. Центром учения являются четыре благородные истины, которые Будда провозглашает в самом начале своей проповеднической деятельности. Согласно им, существование человека неразрывно связано со страданием.

Истины

1. Земная жизнь полна страданий;

2. Причиной страдания является жажда, ведущая через радости и страсти к перерождению, рождению вновь

3. От страданий можно избавиться;

4. Существует путь, освобождающий от страданий, — отказ от земных желаний, просветление.

Путь, ведущий к устранению страданий, – благой восьмеричный путь – заключается в следующем: правильное видение, правильная мысль, правильная речь, правильный образ жизни, правильное действие, правильное умение, правильное внимание и правильное сосредоточение. Отвергается как жизнь, посвященная чувственным удовольствиям, так и путь аскезы и самоистязания. Монах, прошедший все стадии восьмеричного пути, становится святым.

Современное положение

В то время как вследствие антирелигиозной политики (с 30-х гг XX в.) угасала живая буддийская традиция в России, Европа и Америка, напротив, уделяли Учениям Будды все более пристальное внимание. Огромное количество академических и популярных изданий безусловно обогащало культуру. Но часто, будучи далеким от собственно духовной практики, формировало также искаженное восприятие экзотического для западного мира феномена. Процесс освоения Учения Будды Западом приобрел свои специфические черты, обусловленные тенденциями глобализации. Сегодня буддизм в западном осмыслении явил себя сразу в двух ипостасях: - как мировая религия во всем блеске и богатом многообразии традиций - как явление западной культуры, так называемый "необуддизм", или "глобальный буддизм"

Вопрос 7. Обоснование первоэлемента представителями натурфилософских школ (милетская школа, Гераклит, атомисты)

За первовещество Фалес берет воду т.к. все появляется из воды и в воду разлагается. Считал объявить мировым веществом такое состояние которое делало бы возможным переход как в твердое, так и в летучее

Анаксимандр принял за первооснову сущего апейрон - неопределенную и беспредельную субстанцию; ее части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконечное начало недоступно чувственному восприятию, но постижимо разумом.

Анаксимен считал первоначалом всего воздух, мысля его как бесконечное и видя в нем легкость изменяемости и превращаемости вещей. Разряжаясь, становится огнем. Сгущаясь – ветром, затем облаком, водой, после замлей и камнем.

Гераклит в качестве начала Вселенной рассматривал огонь. Огонь - это субстанция бытия, поскольку прибывает всегда равным себе, неизменным во всех превращениях и как конкретная стихия. Мир - это упорядоченный Космос, он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим. Движение свойственно всему существующему.

Атомисты (Левкипп и Демокрит) - первоосновой всего сущего считается атом. Атомисты рассматривали мир как единое целое, состоящее из бесчисленного множества мельчайших неделимых и разнообразных частичек — атомов, движущихся в пустоте. Атомы неделимы и не поддаются никакому воздействию вследствие своей абсолютной твёрдости. Из атомов состоит всё.

 

Вопрос 8. Проблемы философии элеатов. Основные положения о бытии Парменида. Апории Зенона: аргументы против множественности и движения.

Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. В центре учения элейских философов находилось учение о бытии: Парменид впервые сделал понятие «бытия» предметом анализа в своей философской поэме «О природе». Зенон с помощью логических апорий показал абсурдность учений, исходящих из допущения движения и множества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: