Основы христианской морали

Средневековая этическая мысль отрицает античную моральную философию, основывается на вере, а разуму и воле человека отводит второстепенную роль. Для христианской этики Средневековья характерны:

• пессимистический взгляд на земную жизнь людей;

• оптимистическое упование на Царство Божие;

• утверждение ригоризма, аскетизма и полного подчинения воле Божьей.

Центром христианской этики является идея любви к Богу. Идея любви к Господу и ближнему получает выражение в "золотом праве морали": " Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними... ". Для средневековой философии характерен теоцентризм - признание Бога в качестве источника и причины всего сущего. Весь окружающий мир представляет собой его творение. Бог сотворил мир из ничего воздействием своей воли благодаря своему всемогуществу - «креационизм».

Определение зла Августином

С проблемой творения тесно связана проблема зла. Августин углубляет проблему, выделяя три уровня зла: 1)метафизико-онтологический, 2)моральный, 3)физический.

1) С метафизической точки зрения зла нет в космосе, но по отношению к Богу есть различные ступени бытия. Но даже то, что для поверхностного взгляда представляется как «дефект», кажется злом, в целостной универсальной оптике исчезает в великой гармонии всеобщего. Объявляя нечто живое порочным, или злом, мы судим о нем с точки зрения своей выгоды или пользы, что уже ошибочно. С точки зрения целого, любая тварь, даже самая незначительная, имеет свой резон, свой смысл бытия, а значит нечто позитивное.

2) Моральное зло - это грех. Грех зависит от воли порочной. Воля, по природе своей, тяготеет и должна тяготеть к высшему Благу. Но, поскольку существует множество конечных благ, то для души всегда есть возможность нарушить предпочесть высшему благо низшее, Богу - его создание. Таким образом, зло проистекает из факта, что не единственное благо есть, но многие. В ошибочном выборе между ними и заключается зло.

3) Зло физическое, т.е. болезни, страдания, душевные муки и смерть, имеет свой точный смысл: оно есть последствие первородного греха, т.е. зла морального: «Порча тела, что отяжеляет душу, - не причина, но кара за первый грех.

Учение о граде божием

Одно из важнейших сочинений Августина Блаженного. По мысли Августина, ‘два града — нечестивцев и праведников — существуют от начала человеческого рода, и пребудут до конца века. Теперь граждане обоих живут вместе, но желают разного, в день же Суда поставлены будут розно’. Люди, живущие в Боге, вместе образуют ‘ Град Божий’, или ‘Град небесный’; прочие — ‘Град Земной’. Принадлежность к одной из двух общностей определяет, будет ли человек спасён после Страшного суда. По Августину, каждому человеку заранее определено, к какому Граду он принадлежит, но никто не может узнать свою судьбу до Страшного суда. По мысли Августина, ‘две разновидности любви порождают два града: земной град создан любовью к самим себе, доведенной до презрения к Богу, небесный — любовью к Богу, доведенной до полного самозабвения. Первая возносит самое себя, вторая — Бога’. Оба града имеют своих посланников на небе: восставших ангелов и тех, кто сохранил верность Богу. На земле они разнятся как потомки Каина и Авеля, эти два библейских персонажа выступают символами двух сообществ. При этом гражданин ‘Града земного’ на этой земле производит впечатление повелителя и господина мира, гражданин ‘Града Божьего’ — уподобляется страннику и пилигриму. Первый определен к вечному проклятию, второй — к спасению во веки вечные. Как отмечает Августин: ‘Небесный град вечен; там никто не рождается, потому что никто не умирает; там истинное и полное счастье, которое есть дар Божий. Оттуда мы получили залог веры на то время, пока, странствуя, вздыхаем о красоте его’.

 

Вопрос 14. Общая характеристика философии средневековья: периоды, идеи, правители. Основы христианской морали. Постановка проблемы соотношения позитивного знания и веры в средневековой философии. Доказательство бытия Бога Фомы Аквинского.

Особенностью средневековой философии является сплав теологии и античной философской мысли. Теоретическое мышление средневековья в своей основе теоцентрично. Бог, а не космос представляются первопричиной, творцом всего сущего, а его воля безраздельно господствующей над миром силой. Философия и религия здесь настолько переплетены, что философию Фома Аквинский характеризовал не иначе, как «служанку богословия».

Доказательство бытия бога Фомы Аквинского.

1. Доказательство от движения (кинетическое) - любой движущийся объект когда-то был приведен в движение каким-то другим объектом, который в свою очередь был приведен в движение третьим и так далее. В итоге мы всегда обнаружим "двигатель", который движет всё остальное - Бог.

2. Доказательство от производящей причины, гласит, что в материальном мире существует определенный причинный порядок, берущий свое начало от первой причины, то есть Бога.

3. Доказательство от необходимости и случайности. Все вещи появляются и исчезают. Это происходит случайно. То, что необходимо для их появления – Бог.

4. Доказательство от степени совершенства. Люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее – этим является Бог.

5. Доказательство от божественного руководства миром. Есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе, и его мы именуем Богом.

 

Вопрос 15. Культура и философия Ренессанса: переходный характер. Наука и философия. Коперник, Бруно, Галилей.

Характеристика

Философия эпохи Возрождения развивалась под влиянием общеевропейского увлечения классическим гуманизмом, возникшим в 14 веке (Флоренция). Гуманисты считали, что изучение античных произведений поможет современному (для них) познанию и усовершенствованию социальной природы человека.

Перечислим основные черты философии эпохи Возрождения:

· Антропоцентризм: основные философские вопросы касаются человека. Он отделяется от божественного начала и рассматривается как самостоятельная система. Человек должен познать и развить себя, определить свои цели, в достижении которых нужно опираться на личные способности;

· Антирелигиозность: критикуются официальные католические утверждения; философия приобретает гражданский, а не церковный характер. Центром всего больше не является Бог или космос;

· Интерес к античности: использовались идеи того времени; утверждения, содержащиеся в античных произведениях, составляли основу гуманизма.

В философии Ренессанса чаще всего выделяют такие главные направления:

Гелиоцентризм: распространялась идея о том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, как было принято считать ранее.

Гуманизм: утверждалась высшая ценность человеческой жизни, право людей на свободное выражение своих взглядов, самостоятельный выбор жизненных ценностей;

Секуляризм: уверенность в том, что религиозные представления и их проявления не должны зависеть от воли правителей и регулироваться правовыми нормами. Сюда относится свобода вероисповедания, право на атеизм (неверие). Деятельность же людей должна основываться на фактах, а не религиозных представлениях.

Философы
     Николай Коперник (1473-1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия: Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм); Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца; все космические тела движутся по собственной траектории; космос бесконечен; процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены "священного" смысла.

Джордано Бруно (1548-1600) развил и углубил философские идеи Коперника: Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной; Вселенная не имеет центра и бесконечна; число миров во Вселенной бесконечно; не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог — одно целое.

Галилео Галилей (1564-1642) на практике подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно: изобрел телескоп; с помощью телескопа исследовал небесные тела; доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси; открыл спутники вокруг других планет; исследовал динамику падения тел; доказал множественность миров во Вселенной. Галилеем был выдвинут метод научного исследования, который заключался в наблюдении; выдвижении гипотезы; расчетах воплощения гипотезы на практике; экспериментальной (опытной) проверке на практике выдвинутой гипотезы.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: