Вопрос 19. Сенсуализм в гносеологии: теория познания Локка. Солипсизм в гносеологии. Учение о впечатлениях Д. Юма

Сенсуализм — направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах».

Теория Локка гласила:

1) Нет врожденных идей, все познание рождается в опыте;

2) Душа или разум человека при рождении подобны чистой доске;

3) В интеллекте нет ничего, чего раньше не было в ощущениях, в чувствах.

Локк подверг критике учение Декарта о "врожденных" идеях. Ощущения, получаемые человеком от окружающей его среды, - первое и решающее основание всего познания. Локк подразделяет опыт на два вида: опыт внешний (ощущения) и внутренний (рефлексия). Источник первого - объективный материальный мир, воздействующий на наши органы чувств и вызывающий ощущения. Источник внутреннего опыта, или рефлексии, — это деятельность нашего ума, когда он занимается переработкой приобретенных идей. Но деятельность ума, которая становится предметом рефлексии, протекает только на основе чувственных данных. Локк подразделяет все идеи на простые и сложные. Простые идеи содержат в себе однообразные представления и восприятия и не распадаются на какие-то составляющие элементы и идеи пространства, формы, покоя, движения, света. Сложные идеи, по учению Локка, образуются из простых идей в результате собственно деятельности ума.

Солипси́зм — философская доктрина и позиция, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственной и несомненной реальности и отрицанием объективной реальности окружающего мира.

К основным формам чувственного познания относят ощущение, представление и восприятие: Ощущение – это отражение в человеческом сознании какого-то единственного свойства и качества предмета, например, ощущение света или темноты. Восприятие – это целостное отражение предмета. Представление – это создание чувственного образа предмета в случае непосредственного его отсутствия при помощи воспоминания или воображения.

Восприятия Д. Юм разделяет на два рода: впечатления и идеи (мысли).

Впечатления – это те восприятия, которые возникают, когда мы испытываем аффект или эмоцию, либо обладаем образами внешних объектов, сообщаемыми нашими чувствами (органами чувств). Впечатления представляют собой живые и сильные восприятия, они появляются, когда мы слышим, видим, осязаем, любим, ненавидим, желаем, хотим.

Впечатления, или сильные восприятия, философ подразделяет на две группы: впечатления ощущения – первичные, внешние и впечатления рефлексии – вторичные, внутренние. Источником первого рода впечатлений являются чувства (органы чувств); внутренние впечатления – это эмоции, желания, акты воли.

Причина впечатлений ощущения совершенно необъяснима для человеческого разума. Впечатления рефлексии извлекаются по большей части из наших идей, и происходит это в следующем порядке. Сперва какое-либо впечатление заставляет нас воспринимать тепло или холод, жажду или голод, удовольствие или страдание. С этого впечатления ум снимает копию – идею, которая остается и по прекращении впечатлений. Эта идея удовольствия или страдания, возвращаясь в душу, производит новые впечатления – желание и отвращение, надежду и страх – впечатления рефлексии. Эти впечатления снова копируются памятью и воображением и становятся идеями, которые в свою очередь могут дать начало другим впечатлениям и идеям. Впечатления рефлексии предшествуют только соответствующим им идеям, но следуют за идеями ощущения и извлекаются из последних. Д. Юма интересуют прежде всего такие впечатления рефлексии, как аффекты, желания, эмоции, возникающие по большей части из идей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: