Существенность и агрегирование в финансовой отчетности

Финансовая отчетность организации должна беспристрастно и достоверно представлять финансовое положение организации, результаты деятельности, движение денежных средств организации. Достоверное представление финансовой отчетности требует:

- точного преставления влияния операций, других событий и условий в соответствии с определениями и критериями оценок согласно МСФО;

- выбора и применения учетной политики в соответствии с МСБУ (IAS) 8 Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки;

- представления информации, включая учетную политику, обеспечивая уместность, надежность, сопоставимость и понятность информации;

- представления дополнительных раскрытий в тех случаях, когда требования МСФО недостаточны для определения влияния конкретных операций или событий на финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации.

Достоверность финансовой отчетности достигается в том случае, если отчетность составлена в соответствии со всеми Международными стандартами. Ясное и четкое утверждение о таком соответствии МСФО должно быть отражено в примечаниях.

Финансовая отчетность подготавливается на основе принципа непрерывности деятельности, если только руководство не намеревается ликвидировать организацию или прекратить деятельность, или у него нет другой реальной альтернативы, кроме того, как сделать это.

В финансовой отчетности раскрываются любые серьезные сомнения о возможности организации придерживаться принципа непрерывности. Если организация не придерживается принципа непрерывности, то а финансовой отчетности раскрываются несоответствие принципу непрерывности, основа на которой составлена финансовая отчетность, и причина, почему организация не рассматривается как непрерывно действующее.

При подготовке финансовой отчетности руководство должно оценивать возможность организации продолжить свою деятельность, по меньшей мере, в течение последующих за отчетным периодом двенадцати месяцев.

Организация должна составлять финансовую отчетность, за исключением отчета о движении денежных средств, по принципу начисления, согласно которому операции и события признаются тогда, когда они происходят, а не по мере поступления или выплаты денежных средств. Расходы в отчете о прибылях и убытках признаются на основе принципа соотнесения, те. на основе прямой связи между понесенными затратами и поступлениям по конкретным статьям доходов. Например, организация в декабре продала часть товаров в кредит. Денежные средства от клиента будут получены в феврале. Продажу необходимо зарегистрировать в декабре, а не тогда, когда будут получены деньги. Или, в ноябре организация оплачивает аренду помещения за ноябрь, декабрь и январь. Расходы по аренде распределяются между тремя указанными месяцами, а не включаются полностью в расход того месяца, когда была совершена оплата.

Последовательность представления.

Представление и классификация статей в финансовой отчетности не должны меняться от одного периода к другому, за исключением следующего:

— значительные изменения в характере операций или в результате пересмотра финансовой отчетности показывают, что другое представление или классификация будут более уместными;

— изменение в представлении требуется стандартом или интерпретацией.

Например, применение различных систем оценки запасов (МСФО допускают использование методов ФИФО или оценку по средневзвешенной стоимости) приводит к различным финансовым результатам. Для обеспечения сопоставимости отчетных данных за ряд периодов следует последовательно применять один и тот же метод оценки. Изменение метода недопустимо, за исключением тех случаев, когда этого требует МСФО или когда это окажет помощь пользователям.

Существенность и обобщение

Каждая существенная статья в финансовой отчетности представляется обособленно. Статьи разного характера представляются отдельно, если только они не являются несущественными. Несущественные суммы не представляются отдельно, а добавляются к статьям аналогичного характера. Упущения и искажения в статьях являются существенными, если в отдельности или вместе они влияют на экономические решения пользователей, принятые на основании финансовой отчетности.

Финансовая отчетность формируется на основе обработки большого числа хозяйственных операций, которые группируются в классы в соответствии с их характером или функциональным назначением.

Заключительной стадией процесса группировки и классификации отчетной информации является представление агрегированных и структурированных данных, которые формируют статьи бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств или примечаний.

Существенность означает, что если получаемая в результате информация несущественна, то требования МСФО по отдельным раскрытиям могут быть не соблюдены.

Сравнительная информация

Сравнительная информация должна включать сведения исторического и описательного характера, если это имеет значение для понимания финансовой отчетности за текущий отчетный период.

Структура и содержание

Форма финансовой отчетности должна быть четко идентифицируемой и отличаемой от другой информации, данной в том же опубликованном документе, как, например, в годовом отчете организации или проспекте эмиссии. Каждый компонент финансовой отчетности идентифицируем, а также содержит следующую, иногда и повторяющуюся информацию:

- наименование организации и другие реквизиты;

- является ли финансовая отчетность результатом деятельности отдельной организации или группы;

- дату баланса или период, охватываемый финансовой отчетностью;

- валюту отчетности;

- степень точности использования представленных цифр в финансовой отчетности.

Отчетный период

Финансовая отчетность должна представляться, как минимум, ежегодно. При изменении даты составления финансовой отчетности, когда финансовая отчетность представляется за период больше илименьше одного года, раскрывается период, охватываемый финансовой отчетностью, причина использования периода, отличного от годового и факт, что сопоставимые суммы не полностью сравнимы.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» обязательной датой баланса является 31 декабря каждого года.

11.2 Основной формой отчетности является бухгалтерский баланс. Содержание баланса регламентируется(IAS №1 “Представление финансовой отчетности).

В целях управления предприятием, контроля сохранности и эффективности использования средств, необходима информация о составе и величине его активов, размере капитала и обязательств на определенную дату. Такую информацию получают с помощью одного из элементов метода бухгалтерского учета – баланса.

Термин ”баланс” происходит от латинских слов bis – дважды и lanx – чаша весов, то есть означает равновесие. Обобщение активов, капитала и обязательств предприятия делают в таблице, которая также носит название баланса.

В основе бухгалтерского учета лежит принцип сбалансированности. Естественно, что для того чтобы осуществлять хозяйственную деятельность, предприятию нужны средства, и что эти средства должны быть предприятию кем-то даны. Средства, которыми владеет предприятие называют активами. Часть этих активов предоставляет собственник, учредитель. Общая сумма внесенных им средств называется капиталом. Если собственник является единственным, кто внес средства, то справедливым будет уравнение: А = К (активы равны капиталу). Однако активы могут быть внесены и кем-то другим, кто собственником не является. Задолженность предприятия за эти активы называется обязательствами. Следовательно, теперь уравнение примет следующий вид: А = К + О (активы равны капиталу плюс обязательства). Левая и правая части уравнения всегда совпадают потому, что одни и те же активы рассматриваются с двух точек зрения:

СРЕДСТВА Чем они являются = СРЕДСТВА Кто их вложил

Равенство обеих частей уравнения сохраняется всегда и не зависит от количества совершенных хозяйственных операций.

Войдя в первоклассный магазин, вряд ли мы столкнемся с беспорядком. Напротив, товары, предназначенные для реализации, расположены так, чтобы мы могли найти свой товар. Также и при составлении бухгалтерского баланса – в расположении статей требуется определенный порядок. Статьи нужно располагать так, чтобы необходимая информация легко читалась. Статьей баланса называют конкретный вид активов, капитала или обязательств. Например, статья “Основные средства”, статья “Объявленный капитал” и т.д. Итоговая сумма в балансе называется валютой баланса. В бухгалтерском балансе должны быть раскрыты итоговые суммы краткосрочных, долгосрочных активов, краткосрочных и долгосрочных обязательств и собственного капитала.

Долгосрочные активы. Основные средства (земля, здания и сооружения, машины и оборудование, другие виды основных средств амортизация, незавершенное капитальное строительство).

Нематериальные активы: с указанием метода, периода амортизации и списаний за отчетный период; гудвилл (и его обесценение); патенты; товарные знаки и другие.

Долгосрочные инвестиции: инвестиции в дочерние организации, инвестиции в зависимые юридические организации; прочие инвестиции с указанием текущей стоимости, если она отличается от балансовой стоимости.

Долгосрочная дебиторская задолженность: счета к получению, векселя полученные, дебиторская задолженность, возникшая в результате внутригрупповых операций между основной хозяйственной организацией и ее дочерними организациями; прочая дебиторская задолженность.

Расходы будущих периодов. Расходы, произведенные в текущем периоде, но относящиеся к будущим периодам. Например, платежи за арендуемый в течение трех лет автомобиль

Отложенные налоговые активы.

Текущие активы. К ним относят: запасы независимо от срока их переработки и реализации; расходы будущих периодов, которые могут быть списаны в течение одного года; денежные средства; краткосрочные финансовые инвестиции; дебиторская задолженность, которая будет получена в течение одного года; авансовые платежи на покупку текущих активов; счета к получению и др.

Собственный капитал: объявленный капитал, эмиссионный доход, резервы, нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).

Долгосрочные обязательства: обеспеченные кредиты, необеспеченные кредиты, кредиты, предоставляемые друг другу основной хозяйственной организацией и ее дочерними организациями, отложенные налоговые обязательства.

Текущие обязательства: краткосрочные кредиты и овердрафт, текущая часть долгосрочных кредитов, кредиторская задолженность (счета и векселя к оплате, авансы полученные, задолженность по налогам, дивиденды к выплате, прочая кредиторская задолженность), начисленные расходы к оплате, доходы будущих периодов и другие.

11.3 Осуществляя свою деятельность, предприятия получают доходы и несут расходы.

Доходы – это увеличение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме поступления или прироста активов или уменьшения обязательств, что выражается в увеличении капитала, не связанном с взносами собственников компании.

Расходы – это уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме выбытия или истощения активов или увеличения обязательств, которое приводит к уменьшению капитала, не связанному с выплатами собственникам.

Прибыль – это величина, остающаяся после вычета расходов (в том числе корректировок, обеспечивающих поддержание капитала, где это необходимо) из суммы дохода.

Убытки – это уменьшение экономических выгод, по своей природе не отличающееся от других расходов.

IAS №1 “Представление финансовой отчетности” допускает два подхода к составлению отчета о доходах и расходах:

- по характеру затрат;

- по функциям.

Отчет о прибылях и убыткахдолжен содержать следующие показатели:

1) Доход от реализации продукции и оказания услуг. Доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) отражается за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и т.п. налогов и обязательных платежей, а также стоимости возвращенных товаров, скидок с продаж и цены, предоставленных покупателю;

2) Себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг.

Себестоимость реализованной продукции (товаров, работ и услуг) включает фактические затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг), которые группируются в соответствии с их экономическим содержанием: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на страхование, износ средств, прочие затраты;

3) Валовая прибыль.

Валовая прибыль представляет собой финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг) и определяется как разность между доходом от реализации продукции и оказания услуг и себестоимостью реализованной продукции и оказанных услуг в результате основной деятельности;

4) Доходы от финансирования. Они могут представлять доходы в виде вознаграждений по предоставленным займам;

5) Прочие доходы. По этой статье могут быть отражены доходы от выбытия прочих активов предприятия: основных средств, нематериальных активов, финансовых инвестиций и другие доходы;

6) Расходы на реализацию продукции и оказание услуг;

7) Административные расходы;

8) Расходы на финансирование. Эти расходы могут быть представлены расходами на выплату вознаграждений по полученным займам;

9) Прочие расходы. Это расходы, связанные с выбытием основных средств, нематериальных активов, финансовых инвестиций и другие расходы;

10) Доля прибыли (убытка) от инвестиций, учитываемых по методу долевого участия;

11) Прибыль (убыток) за период от продолжаемой деятельности. Данная статья представляет собой сумму валовой прибыли, откорректированную на сумму доходов и расходов, учтенных по статьям 4-10;

12) Прибыль (убыток) от прекращенной деятельности;

13) Прибыль (убыток) до налогообложения;

14) Расходы по корпоративному подоходному налогу;

15) Итоговая прибыль (убыток) за период до вычета доли меньшинства;

16) Доля меньшинства. Доля меньшинства это часть чистых результатов деятельности и чистых активов дочерней компании, приходящаяся на долю в ее капитале, которой материнская компания не владеет прямо или косвенно через дочерние компании. Так, если компания “А” владеет 70-ю % акций компании “В”, то на долю меньшинства приходится 30 %;

17) Итоговая прибыль (убыток) за период;

18) Прибыль на акцию. Данная статья показывает прибыль на акцию, которая должна быть рассчитана согласноIAS № 33 “Прибыль на акцию”. Если корпорация имеет конвертируемые ценные бумаги, то кроме базовой прибыли на акцию, требуется раскрыть прибыль на акцию с разводняющим эффектом (если она меньше базовой).

Если при составлении финансовой отчетности в текущем отчетном периоде обнаружены ошибки за предыдущий период, то организация должна исправить ошибку. Например, ошибки могут быть допущены в результате арифметических подсчетов, неправильного отражения на счетах суммы расходов или доходов. Если ошибки оказывают значительное влияние на финансовую отчетность предыдущих периодов (при определении чистого дохода или убытка) и финансовая отчетность этих периодов не является достоверной, то подобные ошибки считаются существенными.

11.4   Организация представляет в отчете об изменениях в капитале или в примечаниях:

- операции собственников с капиталом и выплаты собственникам;

- сальдо накопленной прибыли или убытка на начало периода и на дату баланса и изменения за период;

- сверку между балансовой стоимостью каждого класса собственного капитала, эмиссионного дохода и каждого резерва на начало и конец периода, раскрывая отдельно каждое изменение.

Отчет об изменении в собственном капитале раскрывает изменения чистых активов в течение отчетного периода. Изменения в собственном капитале отражают итоговую сумму прочих прибылей и убытков, возникших в результате деятельности организации в течение отчетного периода, за исключением таких операций с акционерами, как взносы в капитал и дивиденды.

 

 

11.5 Отчет о движении капитала показывает изменения средств, внесенных собственником в компанию, за определенный период времени.

МСФО IAS 7 “Отчеты о движении денежных средств” регламентирует порядок составления отчета о движении денежных средств субъекта. Отчет позволяет пользователям оценить изменения в финансовом положении юридического лица, обеспечивая их информацией о поступлении и выбытии денежных средств за отчетный период в разрезе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.

Операционная деятельность – основная деятельность юридического лица по получению дохода и иная деятельность, не относящаяся к инвестиционной и финансовой деятельности.

Примерами потоков от операционной деятельности являются:

- притоки денежных средств от реализации продукции, товаров, услуг;

- притоки денег в виде роялти, сборов, комиссионных и других доходов;

- оттоки денежных средств, связанные с оплатой товаров и услуг, полученных от поставщика;

- оттоки денежных средств, связанные с выплатой заработной платы и соответствующих платежей;

- страховые платежи и поступления и другие.

Движение денежных средств от операционной деятельности юридическое лицо раскрывает, используя прямой или косвенный методы.

1. Прямой метод – это метод, по которому раскрываются основные виды денежных поступлений и выплат. Этот метод основан на изучении каждой денежной операции и определении, к какому виду деятельности она относится. Примерами движения денежных средств, возникающих в результате операционной деятельности при применении прямого метода, являются: поступления денежных средств от продажи товаров и оказания услуг; авансы, полученные под поставку товарно-материальных запасов и оказание услуг; в виде вознаграждений, дивидендов, роялти, и других доходов; прочие поступления. Выбытие денежных средств, в результате выплаты поставщикам или подрядчикам за товары и оказанные услуги; авансы, выданные под поставку товарно-материальных запасов, под выполнение работ и оказание услуг; выплаты по заработной плате и прочие выплаты; расчеты с бюджетом, с внебюджетными фондами; выплата вознаграждений; прочие выплаты.

2. Косвенный метод – это метод, по которому чистый доход или убыток корректируется на изменения текущих активов и текущих обязательств, не денежных операций, а также на доходы и убытки, являющиеся результатом инвестиционной и финансовой деятельности, в сравнении с предыдущим периодом. Этот метод основан на информации, содержащейся в бухгалтерском балансе и отчете о доходах и расходах. Косвенный метод не предусматривает корректировку каждой статьи отчета о доходах и расходах. Согласно этому методу корректируется сумма чистого дохода (убытка) на сумму изменений в отчетном периоде по сравнению с предыдущим отчетным периодом.

Ни один из этих способов нигде в мире не является единственно обязательным, однако МСФО рекомендуют использовать прямой метод составления отчета о движении денежных средств. Считается, что он более информационно насыщен.

Инвестиционная деятельность – приобретение и продажа долгосрочных активов, выдача и получение погашаемых кредитов. Примерами движения денежных средств, возникающих в результате инвестиционной деятельности, являются:

1. Поступление денежных средств от реализации нематериальных активов, основных средств и других долгосрочных активов; от реализации финансовых инвестиций; получение займов, предоставленных другим юридическим лицам; прочие поступления;

2. Выбытие денежных средств: приобретение нематериальных активов, основных средств и других долгосрочных активов; приобретение ценных бумаг других компаний (за исключением тех, которые классифицируются как эквиваленты денежных средств или как ценные бумаги, предназначенные для продажи); предоставление займов другим юридическим лицам; прочие выплаты.

Финансовая деятельность – деятельность юридического лица, результатом которой является изменение в размере и составе собственного капитала и заемных средств. Примерами движения денежных средств от финансовой деятельности являются:

1. Поступление денежных средств: от выпуска акций и других долевых инструментов, получение банковских займов; прочие поступления;

2. Выбытие денежных средств: погашение банковских займов; приобретение собственных акций; выплата дивидендов; прочие выплаты.

Неоднозначно решается вопрос о классификации процентов и дивидендов. Полученные (выплаченные) вознаграждения и дивиденды, по сути, могут быть классифицированы и как операционная деятельность (так как связаны с текущей, основной хозяйственной деятельностью), и как инвестиционная деятельность (так как полученные проценты и дивиденды являются результатом инвестирования денежных средств), и как финансовая деятельность (так как выплаченные проценты и дивиденды являются результатом привлечения источников финансирования). МСФО разрешают классифицировать полученные и выплаченные вознаграждения и дивиденды любым способом при условии, что выбранная классификация будет использоваться на последовательной основе.

Движение денежных средств в иностранной валюте отражается в валюте Республики Казахстан с применением рыночного курса обмена валют на дату совершения операции.

Итак, чтобы составить раздел I “Движение денег от операционной деятельности” (прямой метод) сначала доход от реализации корректируют на изменение дебиторской задолженности. Если она выросла – доход уменьшается и, наоборот. Затем определяют денежные выплаты по ТМЗ.

Себестоимость реализованных ТМЗ корректируют на изменения в ТМЗ и счетах к оплате. Если ТМЗ выросли – денежные выплаты тоже растут и, наоборот. Если счета к оплате выросли - денежные выплаты сокращаются и, наоборот.

Затем определяют денежные выплаты по операционным расходам.

Операционные расходы ± изменения в РБП ± изменения в начисленных расходах “минус” не денежные расходы (амортизация основных средств и нематериальных активов).

Если РБП выросли – денежные выплаты тоже, если снизились – денежные выплаты снижаются.

Если начисленные расходы выросли - денежные выплаты сокращаются и, наоборот. Далее определяют денежные выплаты по корпоративному подоходному налогу (КПН):

Расходы по КПН ± изменения задолженности по КПН.

Затем из дохода вычитают все денежные выплаты и получают чистый денежный поток от операционной деятельности.

При косвенном методе раздел I “Движение денег от операционной деятельности” составляют путем корректировки чистой прибыли (убытка) на не денежные расходы (амортизация основных средств, нематериальных активов), а также на изменения в текущих активах (кроме денежных средств) и текущих обязательствах и финансовые результаты от инвестиционной и финансовой деятельности. Если от этих видов деятельности получен положительный финансовый результат – он вычитается из чистой прибыли, а если отрицательный, то прибавляется к ней. Раздел II“Движение денег от инвестиционной деятельности” и раздел III “Движение денег от финансовой деятельности” составляются всегда одинаково: путем сравнения денежных притоков с оттоками.

Финансовые отчеты взаимосвязаны, так как они отражают различные аспекты одних и тех же фактов хозяйственной жизни.

Финансовая отчетность содержит пояснительную записку, в которой изложены все факторы, повлиявшие в отчетном году на результаты деятельности предприятия, и освещено финансовое состояние предприятия.

Финансовые отчеты составляются на основе принципа начисления, в соответствии с которым доходы признаются (отражаются), когда они заработаны, а расходы и убытки, когда они были понесены, а не когда получены или выплачены. Согласно принципу начисления следует использовать процедуры начислений, отсрочки и распределения для приведения в соответствие доходов и расходов отчетного периода, которые могут быть получены в результате одной и той же или косвенно связанных операций или событий. Информация, представленная в финансовой отчетности, должна быть понятной, значимой, существенной, достоверной и сопоставимой. Это основные фундаментальные принципы, лежащие в основе составления финансовой отчетности и определяемые стандартами бухгалтерского учета.

Финансовая отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером субъекта, которые несут ответственность за своевременность ее представления.

Отчетным периодом для годовой отчетности субъекта является календарный год, начиная с 1 января по 31 декабря. Первый год для вновь созданного субъекта начинается с момента его государственной регистрации по 31 декабря того же года. Операции, имевшие место до регистрации субъекта или получения им статуса юридического лица, включаются в финансовую отчетность первого отчетного года. Собственники имеют право устанавливать иную периодичность, но не реже одного раза в год и определять сроки представления финансовой отчетности, но не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным года. При заполнении форм финансовой отчетности указываются: наименование субъекта; местонахождение; отрасль (вид деятельности); орган управления государственным имуществом; организационно-правовая форма собственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: