В соответствии с ФГОС ВО, выпускник должен овладеть следующими общекультурными компетенциями (ОК):
· способностью использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности (ОК-7)
В результате изучения дисциплины «Государственное право России и зарубежных стран» студент должен
Знать:
1. общие категории и понятия конституционного права, а также специальную терминологию, применяемую в конституционно-правовом законодательстве;
2. основы теории территориального устройства в целом, а также России и её субъектов, других государств;
3. основы построения и функционирования системы федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, а также других государств;
4. основы правового статуса Президента Российской Федерации и зарубежных стран;
5. основы правового статуса парламента РФ и зарубежных стран;
6. основы правового статуса Правительства РФ и иных федеральных органов исполнительной власти РФ и зарубежных стран;
7. основы организации и деятельности органов судебной власти;
8. основы подготовки и проведения выборов в РФ и других государствах.
Уметь:
1. обобщать полученные знания;
2. понимать характерные особенности развития России и других государств, как федеративных, так и унитарных;
3. ориентироваться в построении системы органов государственной власти в России и зарубежных стран;
4. правильно применять теоретические знания по конституционному праву, в том числе, свободно оперировать конституционно-правовыми терминами и понятиями, понимать значение их использования в правотворческой и правоприменительной практике;
5. использовать полученные знания для анализа социально значимых проблем и процессов территориального устройства, проведения и подготовки выборов;
6. правильно определять нормативный правовой акт, подлежащий применению к соответствующим конституционно-правовым отношениям;
7. самостоятельно осваивать прикладные знания, необходимые для работы в конкретных сферах государственного управления;
8. применять законодательство, составлять необходимые документы;
9. понимать значение судебной практики.
Владеть:
1. навыками использования различных методов исследования для анализа тенденций развития России и других государств, а также иных современных конституционно-значимых проблем и процессов;
2. навыками оценки своих поступков с точки зрения соблюдения законодательства РФ;
3. навыками профессионального общения в коллективе, с гражданами;
4. навыками постановки конституционно-правовых целей и задач и их эффективного достижения, учитывая интересы различных субъектов права;
5. навыками логического, аргументированного построения устной и письменной речи.
Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 (количество часов).
Форма обучения
Очная
Особенности реализации дисциплины
Дисциплина реализуется на русском языке.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебно-тематический план очной формы обучения
| № темы | Наименование раздела, темы | Всего трудоемкость | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | ||
| Всего | Лекции | Практические | ||||
| Модуль 1. Государственное устройство Российской Федерации (180 баллов) | ||||||
| 1.1 | Федеративное устройство Российской Федерации | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 |
| 1.2 | Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 |
| Итоговое занятие | 2 | 2 | ||||
| Модуль 2. Органы государственной власти в Российской Федерации (260 баллов) | ||||||
| 2.1 | Органы государственной власти в России | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 |
| 2.2 | Федеральное Собрание Российской Федерации | 6 | 2 | 2 | 4 | |
| 2.3 | Президент Российской Федерации | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 |
| 2.4 | Правительство Российской Федерации | 4 | 2 | 2 | 2 | |
| Итоговое занятие | 2 | 2 | ||||
| Модуль 3. Сравнительное конституционное право государств мира (300 баллов) | ||||||
| 3.1 | Конституционные основы общественного (государственного) строя зарубежных стран | 6 | 2 | 2 | 4 | |
| 3.2 | Конституционно-правовой статус политических институтов зарубежных стран | 2 | 2 | 2 | ||
| 3.3 | Формы правления и территориально-политического устройства в зарубежных странах. Формы государства | 4 | 2 | 2 | 2 | |
| 3.5 | Политический режим в зарубежных странах | 4 | 2 | 2 | 2 | |
| 3.6 | Избирательное право и избирательные системы | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
| 3.7 | Конституционно-правовой статус представительных органов в зарубежных странах | 4 | 2 | 2 | 2 | |
| 3.8 | Конституционно-правовой статус главы государства в зарубежных странах | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
| 3.9 | Конституционно-правовой статус исполнительной власти в зарубежных странах | 2 | 2 | |||
| Итоговое занятие | 2 | 2 | ||||
| Модуль 4. Основы конституционного права отдельных государств мира (300 баллов) | ||||||
| 4.1 | Основы конституционного права Великобритании | 4 | 2 | 2 | 2 | |
| 4.2 | Основы конституционного права Франции | 2 | 2 | |||
| 4.3 | Основы конституционного права Германии | 2 | 2 | 2 | ||
| 4.4 | Основы конституционного права Испании | 2 | 2 | |||
| 4.5 | Основы конституционного права Италии и Греции | 2 | 2 | 2 | ||
| 4.6 | Основы конституционного права Швеции и Швейцарии | 2 | 2 | |||
| 4.7 | Основы конституционного права Украины | 2 | 2 | 2 | ||
| 4.8 | Основы конституционного права США | 2 | 2 | |||
| 4.9 | Основы конституционного права в Канаде | 2 | 2 | |||
| 4.10 | Основы конституционного права Мексики и Бразилии | 2 | 2 | |||
| 4.11 | Основы конституционного права Китая | 2 | 2 | |||
| Итоговое занятие | 2 | 2 | ||||
| Итого | 108 | 46 | 24 | 22 | 62 | |
** Допуск к экзамену предполагает получение 60% от общей суммы баллов предусмотренных программой, по каждому из видов работы в рамках одного модуля
Экзаменационная оценка предполагает следующую пропорцию:
90% и более - оценка «отлично»;
75% и более - оценка «хорошо»;
60% и более - оценка «удовлетворительно»
<60% - оценка «неудовлетворительно»
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
МОДУЛЬ I. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (180 баллов)






