1. Конституционное право - отрасль публичного или частного права?
2. В чем заключается двуединая природа предмета правового регулирования конституционного права? Какие области общественных отношений конституционное право упорядочивает непосредственно, а какие - опосредованно?
3. Как соотносятся между собой конституционное и административное право, конституционное право и гражданское право?
4. Выделите основные группы субъектов конституционно-правовых отношений. Могут ли субъектами конституционного права выступать народы и этносы?
5. Назовите объекты, присутствующие только в конституционно-правовых отношениях.
6. Какие из известных вам источников конституционного права являются традиционными, а какие - новыми, появившимися в российской правовой системе относительно недавно? С чем связано появление новых источников?
7. Можно ли в настоящее время в России применять нормативные правовые акты Союза ССР?
8. Можно ли судебное решение, в частности решение Конституционного Суда РФ, считать источником конституционного права? Если да, то все ли виды решений Конституционного Суда следует относить к источникам конституционного права?
|
|
9. Как соотносятся понятия "предмет правового регулирования" и "предмет науки", "метод правового регулирования" и "научный метод"?
10. Всегда ли писаная конституция представляет из себя один единый акт? Тождественна ли юридическая конституция России ее писаной конституции?
11. Что делает возможным расхождение юридической и фактической конституции? Можно ли упразднить конституцию?
12. Можно ли рассматривать стабильность конституции как самостоятельную, универсальную ценность? Что важней: стабильность конституции или ее соответствие постоянно изменяющемуся общественно-политическому строю?
13. Как, на ваш взгляд, соотносятся между собой следующие категории: "действие Конституции Российской Федерации", "применение Конституции Российской Федерации", "реализация Конституции Российской Федерации"?
14. Дайте определение таких понятий, как "конституционный надзор", "конституционный контроль", "конституционная ответственность" и соотнесите их между собой.
15. Глава 9 Конституции Российской Федерации называется "Конституционные поправки и пересмотр Конституции". Каково соотношение понятий "конституционная поправка" и "пересмотр Конституции"?
16. Что такое октроирование? Имела ли место эта процедура в российской истории?
17. Назовите известные вам акты конституционного значения, действовавшие в нашей стране до Конституции РСФСР 1918 года. Приведите доводы, свидетельствующие о их конституционном значении.
|
|
18. Предусматривает ли порядок приостановления своих отдельных положений действующая Конституция России? А Конституция 1978 года?
19. Конституционное право - отрасль публичного или частного права?
20. В чем заключается двуединая природа предмета правового регулирования конституционного права? Какие области общественных отношений конституционное право упорядочивает непосредственно, а какие - опосредованно?
21. Как соотносятся между собой конституционное и административное право, конституционное право и гражданское право?
22. Выделите основные группы субъектов конституционно-правовых отношений. Могут ли субъектами конституционного права выступать народы и этносы?
23. Назовите объекты, присутствующие только в конституционно-правовых отношениях.
24. Какие из известных вам источников конституционного права являются традиционными, а какие - новыми, появившимися в российской правовой системе относительно недавно? С чем связано появление новых источников?
25. Можно ли в настоящее время в России применять нормативные правовые акты Союза ССР?
26. Можно ли судебное решение, в частности решение Конституционного Суда РФ, считать источником конституционного права? Если да, то все ли виды решений Конституционного Суда следует относить к источникам конституционного права?
27. Как соотносятся понятия "предмет правового регулирования" и "предмет науки", "метод правового регулирования" и "научный метод"?
28. Всегда ли писаная конституция представляет из себя один единый акт? Тождественна ли юридическая конституция России ее писаной конституции?
29. Что делает возможным расхождение юридической и фактической конституции? Можно ли упразднить конституцию?
30. Можно ли рассматривать стабильность конституции как самостоятельную, универсальную ценность? Что важней: стабильность конституции или ее соответствие постоянно изменяющемуся общественно-политическому строю?
31. Как, на ваш взгляд, соотносятся между собой следующие категории: "действие Конституции Российской Федерации", "применение Конституции Российской Федерации", "реализация Конституции Российской Федерации"?
32. Дайте определение таких понятий, как "конституционный надзор", "конституционный контроль", "конституционная ответственность" и соотнесите их между собой.
33. Глава 9 Конституции Российской Федерации называется "Конституционные поправки и пересмотр Конституции". Каково соотношение понятий "конституционная поправка" и "пересмотр Конституции"?
34. Что такое октроирование? Имела ли место эта процедура в российской истории?
35. Назовите известные вам акты конституционного значения, действовавшие в нашей стране до Конституции РСФСР 1918 года. Приведите доводы, свидетельствующие о их конституционном значении.
36. Предусматривает ли порядок приостановления своих отдельных положений действующая Конституция России? А Конституция 1978 года?
37. Каково, на ваш взгляд, соотношение народного и государственного суверенитета?
38. Каково соотношение принципа народовластия и права народов на самоопределение (ст. 3 и ч. 3 ст.5 Конституции РФ)?
39. Конституция РФ говорит об осуществлении государственной власти на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). К какой из этих трех ветвей власти относятся Президент, Банк России, Прокуратура, Центризбирком?
40. Нет ли в Конституции РФ противоречия между принципами разделения власти (ст. 10) и единства государственной власти (ч. 3 ст. 5)? Что означают данные принципы при их системном истолковании?
41. Прежняя российская Конституция говорила о "социалистическом выборе", а ст. 7 действующей Конституции определяет Россию как "социальное государство" - данные понятия тождественны или нет? Как соотносятся между собой части 1 и 2 ст. 7 Конституции РФ?
|
|
42. Что означает термин "многопартийность" (ч. 3 ст. 13 Конституции РФ)?
43. Глава 2 Конституции Российской Федерации называется "Права и свободы человека и гражданина". Почему, на ваш взгляд, в этом названии разведены права и свободы, человек и гражданин?
44. Является ли перечень основных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции, исчерпывающим?
45. Что означает принцип равноправия? Можно ли говорить наряду с равноправием и о "равнообязанности"? Равноправие и равенство прав - это понятия тождественные?
46. Каков порядок регистрации иностранцев, прибывающих в Свердловскую область?
47. Любые ли иностранцы, прибывающие в Свердловскую область, обязаны зарегистрироваться в органах внутренних дел?
48. В чем смысл разделения категорий беженцев и вынужденных переселенцев?
49. Где проходит законодательная граница между общественными и религиозными объединениями, а также общественными и коммерческими объединениями? Обладает ли признаками общественного объединения нотариальная палата?
50. Какие меры воздействия на общественные объединения предусмотрены законодателем?
51. Можно ли территориальные единицы рассматривать как самостоятельные звенья государства?
52. Федерация - форма объединения или разделения государств?
53. Чем отличается статус законодательно-территориальных автономий от статуса субъектов федерации?
54. Можно ли говорить о суверенитете субъектов федерации?
55. Россия - федерация договорная или конституционная?
56. Россия более органична в качестве симметричной или асимметричной федерации?
57. Как соотносятся законы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по их юридической силе?
58. Какова природа договоров (соглашений) о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерации и ее субъектов?
|
|
59. В чем, на ваш взгляд, отличие процедуры разграничения предметов ведения и полномочий от процедуры перераспределения полномочий?
60. Что такое федеральное вмешательство? Предусмотрен ли этот институт в России?
61. Что означает конституционная характеристика республик в составе России как государств (ч. 2 ст. 5)?
62. Что объединяет и что различает автономную область и автономные округа?
63. Вправе ли Свердловская область принять собственный закон о гражданстве?
64. Одинаково ли правовое положение краев и областей?
65. Чьи интересы представляют (должны представлять) палаты Федерального Собрания с учетом разных способов их формирования?
66. Статьи 97 (ч. 2), 98 (ч. 1) Конституции РФ говорят о членах Совета Федерации, а пункт 9 Заключительных и переходных положений - о депутатах Совета Федерации. Это противоречие внутри конституционного текста?
67. Каковы причины учреждения в России двухпалатного парламента? Может быть стоит вернуться к однопалатному парламенту?
68. Как соотносятся законодательная и представительная функции палат Федерального Собрания?
69. Могут ли депутаты Госдумы и члены Совета Федерации на своем совместном заседании обсудить состояние дел в сельском хозяйстве и принять по данному вопросу совместное постановление?
70. Госдуму вправе распустить Президент РФ, а кто вправе распустить Совет Федерации в случае парламентского кризиса, вызванного недееспособностью этой палаты?
71. Вправе ли избиратели отзывать депутатов Госдумы, а членов Совета Федерации?
72. Для чего формируются комитеты и комиссии палат Федерального Собрания?
73. Является ли Президент РФ высшим должностным лицом РФ? Входит ли должность Президента в систему федеральных исполнительных органов государственной власти?
74. Перечислите основания, по которым Президент РФ вправе применить "право вето"?
75. Назовите полномочия Президента РФ, свидетельствующие о том, что он является фактическим главой исполнительной власти?
76. Имеет ли право Президент своими указами устранять пробелы федерального законодательства?
77. Имеет ли право Президент своими актами вносить поправки в конституции (уставы) субъектов федерации?
78. В чем выражается коллегиальность деятельности Правительства РФ?
79. Назовите и дайте характеристику правовым актам Правительства РФ?
80. Каковы особенности организации государственной власти Свердловской области по сравнению с другими субъектами федерации?
81. Охарактеризуйте компетенцию Уставного Суда области.
82. Дайте характеристику различных способов принятия и изменения конституций в зарубежных странах. Приведите содержание статей конституций Франции и Болгарии, регулирующих эти процессы. Что такое «фактическая» и «юридическая» конституция?
83. Покажите порядок формирования, структуру и партийный состав правительства в странах с различными формами правления. Как регулируют отношения в этой сфере конституциями США и ФРГ?
84. Проведите сравнительно-правовой анализ конституционного закрепления личных прав и свобод в Польше и Японии.
85. Дайте определение и поясните смысл термина «референдум», указав его отличия от всенародного обсуждения, опроса общественного мнения. Назовите виды референдума. Каким образом решается вопрос о назначении, содержании и проведении референдумов в конституциях Франции и Италии?
86. Опишите формы парламентского контроля за деятельностью правительства и покажите особенности их применения в странах с различными формами правления. Как регулируется этот процесс конституциями Бельгии и Польши?
87. Покажите административно-территориальное деление Японии и США. Дайте характеристику местных органов этих государств, сделав акцент на формах контроля за их деятельностью со стороны центральных органов власти.
88. Дайте характеристику различных видов источников конституционного права и приведите содержание статей Конституций Польши и ФРГ, закрепляющих их использование в рассматриваемых странах. Что такое «статут» и «ордонанс».
89. Приведите примеры статей Конституций зарубежных стран, закрепляющих обязанности граждан (не менее 10 различных обязанностей).
90. Покажите особенности формирования зарубежных федераций и специфику правового статуса их субъектов. На примере Конституций Индии, ФРГ и Бельгии рассмотрите различные способы разграничения компетенции между федеральными органами и органами субъектов.
91. Дайте характеристику элементов конституционного статуса членов парламента и приведите статьи конституций Франции и Китая, закрепляющих их. Поясните смысл терминов «свободный мандат», «императивный мандат», «индемнитет».
92. Покажите специфику полномочий парламентов стран с различными формами правления на примере Франции, Швейцарии и США в процессе формирования органов государственной власти, а также в сфере контроля законодательной власти за правительством.
93. Составьте сравнительную таблицу формирования верхних палат парламентов Японии, Великобритании и Бельгии, дав характеристику избирательных цензов, избирательных систем и процедур выдвижения кандидатов. Как определен и чем обусловлен срок полномочий этих органов? Кто возглавил верхние палаты в названных государствах?
94. Каким образом закрепляются социально-экономические права и свободы человека и гражданина в конституциях Болгарии, КНР, ФРГ?
95. Чем политические автономии отличаются от административных? Используя конституции Италии и Китая, дайте характеристику правового статуса автономных образований этих государств. Особое внимание уделите вопросу разграничения компетенции между центральными органами государства и органами автономий.
96. Составьте сравнительную таблицу порядка прихода к власти главы государства в США и Франции, указав цензы, порядок выдвижения кандидатов, характеристику избирательной системы, применяемой на выборах. Кто в этих странах заменяет временно отсутствующего на посту президента? Как решается вопрос о замене президента, выбывшего до окончания срока полномочий?
97. Каким образом закрепляются социально-экономические права и свободы личности в конституциях Болгарии и Швейцарии? Возможны ли ограничения этих прав и свобод?
98. Назовите способы формирования и особенности структуры и полномочий верхних палат зарубежных парламентов. На примере конституций Бельгии и Индии покажите общие черты и специфические особенности структуры и полномочий верхних палат этих государств. Что означает полная и частичная ротация?
99. Дайте характеристику основных полномочий главы государства Франции и ФРГ в законодательной, исполнительной и судебной сфере. Опишите порядок осуществления этих полномочий с учетом формы правления названных стран.
100. Каким образом закрепляются политические права и свободы личности в конституциях Китая и Японии? Возможны ли ограничения этих прав и свобод?
101. Дайте характеристику основных полномочий главы государств Бельгии и Польши в законодательной сфере, а также в области внешних сношений. Опишите порядок осуществления этих полномочий с учетом формы правления названных стран.
102. Дайте характеристику различных способов принятия и изменения конституций в зарубежных странах. Приведите содержание стаей конституций Болгарии, ФРГ, регулирующих эти процессы. Что такое октроированная конституция?
103. Каким образом закрепляются основные принципы избирательного права в КНР и Италии? Что такое плюральный вотум и куриальная система?
104. Дайте характеристику органов конституционного контроля в зарубежных странах. Рассмотрите порядок формирования и компетенцию этих органов в Японии, Франции и ФРГ. Кто наделен правом обращаться с иском в эти органы и по каким вопросам?
105. Покажите внутреннюю структуру и организационный порядок работы парламентов Китая и Испании. Какие функции выполняют в парламентах квесторы и омбудсмены?
106. Сравните партийные системы США и Великобритании; дайте характеристику политических партий этих стран и укажите степень их влияния сегодня.
107. Дайте характеристику стадий законодательного процесса в парламентах зарубежных стран. Опишите процедуру прохождения и принятия законопроектов в палатах парламентов Индии и Бельгии. Как преодолеваются разногласия между палатами по спорному законопроекту?
108. Дайте определение и назовите основные признаки унитарного государства. Поясните, чем отличаются централизованные и децентрализованные унитарные государства на примере Великобритании и КНР, детально рассмотрев порядок формирования и компетенцию местных органов этих стран.
109. Сравните партийные системы ФРГ и США; дайте характеристику политических партий этих стран и укажите степень их влияния сегодня.