Игра «К нам пришел волшебник «Я только слышу»

Игры по обучению дошкольников творческому рассказыванию по картине.

Определение состава картины

Цель: выявление как можно большего количества объектов на картине и их структурирование.

 

Игра с «подзорной трубой»

Цель: упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия.

Материал: рассматриваемая картина, альбомный лист бумаги для имитации подзорной трубы.

Игровое действие: выборка объектов и их название.

Игровое правило: называть только один объект.

Результат: перечисление всех объектов на картине.

Например (картина «Собака со щенками») мама-собака, щенок с рыжими пятнами, щенок с коричневыми пятнами, косточка, миска с молоком, будка, дом, елка, веревка, трава.

Внимание! Не забудьте с детьми обозначить небо и землю.

 

Игра «Кружок, в котором живет…»

Цель: учить детей производить замену выделенных объектов схемами и активизировать словарный запас.

Материал: картина, чистый лист бумаги(50 на 30 см), один цвет фломастера, например, синий.

Игровое действие: назвать, кто «живет» в кружочке, обозначенном воспитателем, и его засхематизировать.

Игровое правило: в кружке должен быть только один объект.

Результат: нарисованные на листе бумаги основные объекты-схемы.

 

Игра «Ищу родственников»

Цель: учить детей классифицировать объекты на картине и активизировать словарь обобщающими понятиями.

Материал: картина, чистый лист бумаги(50 на 30 см), один цвет фломастера, например, синий.

Игровое действие: нахождение однородных объектов под определенную классификационную структуру.

Игровое правило: найти «родственника» конкретному объекту по принципу:

а) природный мир – рукотворный мир;

б) живая – неживая природа;

в) целое – частное;

г) по месту нахождения;

д) по выполняемой функции.

Результат: разные варианты классификации объектов.

Например:

а) Собака, щенки, трава, земля, небо, деревья, молоко…- природный мир; будка, миска, дом, веревка - рукотворный мир;

б) собака, щенки, трава - живая природа; небо, земля – неживая природа;

в) дом – крыша, труба, окна, стены; собака – голова, туловище, ноги, хвост;

г) опушка леса – береза, ель, кусты, трава. Лужайка перед домом – собака, щенята, будка, пища;

д) здание, сооружение – дом, будка. Посуда – миска глубокая и мелкая.

Установление взаимосвязей между объектами

Цель: установление взаимозависимостей между объектами по разнообразным параметрам.

Игра «Ищу друзей (недругов)»

Цель: установление эмоционально-духовных связей и взаимодействий между изображенными объектами на уровне «хорошо – плохо», развитие связной речи, упражнение в использовании предложений со сложно-подчинительной связью.

Материал: картина.

Игровое действие: поиск «друзей (недругов)» к конкретному объекту.

Игровое правило: не повторять ответы других детей, отвечать развернуто и доказательно.

Результат: рассказ по картине с выбором 2-3-х объектов с описанием эмоционально-духовных связей.

Например:

  1. Собака – дом: «Собака с удовольствием сторожит дом, потому что хозяева дома кормят ее, заботятся о ней: приносят вовремя пищу и даже построили будку».
  2. Веревка – собака: «Собаке неприятно, что веревка не пускает ее гулять туда, куда она хочет. Но это и хорошо, потому что веревка удерживает у дома, который должна сторожить собака».

Игра «Кто-то теряет, кто-то находит и что из этого выходит»

Цель: учить детей объяснять взаимодействие между объектами на уровне физических связей, подвести к выводу, что все на картине взаимосвязано, упражнять в умении строить рассуждение, соблюдая его структуру.

Материал: картина, лист с обозначенными моделями объектов, контрастный цвет фломастера.

Игровое действие поиск физических связей между объектами и проведение линии между ними.

Игровое правило: найти физические связи между объектами и обосновать их, не повторяя друг друга.

Результат: ребенок объясняет физическую связь любых объектов.

Например:

Щенок – ель: Щенок и ель находятся на земле, ель берет соки у земли для того, чтобы расти, земля укрывается от солнца с помощью ели. Щенок стоит четырьмя лапами на земле, ее приминая, его тень тоже укрывает землю.

Внимание! При установлении взаимосвязей педагогу нужно всегда помнить, что один объект при взаимодействии с другим всегда что-то приобретает и что-то отдает.

Игра «Живые картинки»

Цель: учить детей ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.

Материал: картина.

Игровое действие: каждый ребенок превращается в конкретный объект на картине, объясняет свое местонахождение в 2-мерном пространстве, затем моделирует картину в 3-мерном (на ковре).

Игровое правило: найти место своему объекту относительно других объектов, изображенных на картине.

Результат: связный рассказ о местонахождении объекта.

Например: Розданы роли: дом- Оля, будка – Лена, собака – Вася, ель – Оксана, веревка – Федя.

Оля-дом: я нахожусь на опушке леса, окнами смотрю на будку и собаку со щенятами, сзади меня, наверное, есть огород. На ковре я встану подальше от начала ковра.

Будка-Лена: сзади меня дом, а впереди собака со щенятами. На ковре я встану между собакой и домом.

Ель-Оксана: на картине я нахожусь далеко, дальше дома – в лесу. На ковре встану позади дома.

Собака-Вася: я нахожусь в середине лужайки на картине. На ковре я встану в центре перед будкой.

Веревка-Федя: я веревка и соединяю будку и собаку. На ковре нахожусь между будкой и собакой.

Внимание! «Живая картинка» предполагает фиксацию местонахождения объектов в трехмерном пространстве и наблюдается воспитателем 5-7 секунд после построения всех детей-объектов на ковре.

 

Описание картины с точки зрения восприятия изображенного различными анализатороми.

Цель: учить детей «вхождению» в изображенное на картине и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.

 

Игра «К нам пришел волшебник «Я только слышу»

Цель: учить представлять возможные звуки, передавать свои представления в законченном рассказе. Побуждать к фантазированию на основе построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины.

Материал: картина.

Игровые действия: сосредоточение на объектах картины, поиск предполагаемых вариантов звучания и слов, обозначающих эти звуки, имитация их. Составить диалоги от имени объектов.

Игровые правила: представить звуки, издаваемые объектами на картине и составить связный рассказ на тему: «Я только слышу звуки на этой картине». Составить рассказ «О чем говорят объекты».

Результат: 1. Рассказ, отражающий представления слуховой памяти.

2. Рассказ-фантазия «Кто о чем говорит»

Например:

  1. «Я слышу, как два щенка визжат и пищат, когда играют, как третий щенок грызет кость, как быстро дышит собака, как она радостно лает, как шумит ветер в лесу и где-то кричат и играют деревенские мальчишки».
  2. «Я слышу, как собака-мама разговаривает со щенками: «Грызи кость получше, точи свои зубки. Молодец! Не то, что твои братцы, только и знают, что играть».

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: